"Сближение миров будет проходить под знаком науки... Пусть самые различные ученые ведут свои наблюдения. Ясно, что никогда до сего времени не замечалось так много феноменов учеными. Пусть они пока воспринимаются хотя бы утилитарно. Главное, чтобы на научных страницах остались наблюдения. Со временем такие обрывки будут соединены в одну систему". 

Братство, 526.

 

Encyclopedia of Occultism & Parapsychology

В 1978 году в США вышли в свет два огромных тома (28 на 21 см., почти по 1000 страниц каждый) первого издания "Энциклопедии оккультизма и парапсихологии" [Encyclopedia of Occultism & Parapsychology] под редакцией Лесли Шепард [Leslie Shepard]. Успех этих книг был так велик, что скоро потребовались второй (1982 г.) и третий (1991 г.) тиражи. В предисловии к третьему, последнему изданию составитель пишет: "Это третье издание "Энциклопедии оккультизма и парапсихологии" объединяет двенадцать лет работы (со времени первого издания) по обновлению и расширению статей энциклопедии, чтобы дать читателю самую современную и всестороннюю информацию в сложных областях знаний, затронутых в энциклопедии".

Автор-составитель, Лесли Шепард, в основном основывала свой труд на таких ранних справочных источниках как "Энциклопедия оккультизма" Льюиса Спенса (1920, Lewis Spence's Encyclopedia of Occultism) и "Энциклопедии психической науки" Нандора Фодора (1934, Nandor Fodor's Encyclopaedia of Psychic Science). Естественно, данные труды были основательно переработаны, проверенны и обновлены. Кроме того, были внесены новые данные по вопросам, затронутым в старых энциклопедиях. И в завершении работы были написаны статьи по современным направлениям, которые получили своё развитие только в середине и во второй половине XX века. В результате этой титанической работы англоязычные читатели всего мира имеют великолепный справочник по оккультизму, парапсихологии, магии, демонологии, суевериям, спиритизму, мистики, метафизики, с биографическими и библиографическими примечаниями и всесторонними индексами-указателями.

Русскоязычным читателям-эзотерикам, включая теософов и рериховцев, необходимо в ближайшем будущем приложить все усилия для отыскания переводчиков с английского языка, которые смогли бы перевести данный двухтомник на русский язык. Данная работа абсолютно необходима, т.к. накопленный материал проливает научный и фактологический свет на многие задачи, которые непосредственно стоят перед теософами и агни-йоговцами. В первой статье устава Теософского Общества от 1890 г. продекларированы основные цели теософов, одной из которых является следующая: "Исследовать скрытые тайны природы и латентную психическую силу человека".1  А в Агни Йоге, как завершающей надстройке Теософии, даётся развёрнутое объяснение необходимости изучения феноменов природы и человека: "Много книг уже издано о феноменах, но мы сейчас не собираемся убеждать невежд. Сейчас Мы обращаем внимание на возрастающее явление феноменов. Тоже надо наблюдать, что, к сожалению, именно теперь проявляются яростные отрицания; силы тьмы как бы обеспокоены, что тонкие энергии приближаются к земному плану. Нужно понять такую стадию битвы, когда хаос силится преградить доступ явлению эволюции. Но новый мир грядет, и ничто не может пресечь продвижения сознания". (Надземное, 346).

Именно продвижение сознание - вот самая первая и важная цель Теософии, Агни Йоги, как и всех других ветвей Учения Жизни, данных из единого источника - из Белого Братства. И данный американский двухтомник является отличным оружием против невежд всех мастей и видов. Как сказано в 526-ом параграфе книги "Братство", вынесенного в эпиграф к этой статье, именно путями науки свершится соединения тонкого и материального мира. Поэтому в Живой Этике изучению всех феноменов придаётся такое огромное значение. Указанная энциклопедия является важнейшим вкладом американских учёных в дело Учителей, давших людям нашей планеты Живую Этику и Теософию.

Чтобы русские читатели поняли всю ценность представляемого материала, ниже приводится оглавление третьего издания "Энциклопедии оккультизма и парапсихологии", с предисловием автора (в авторизованном переводе редакции сайта), и с указателем тем. В примечаниях от редакции сайта даны объяснения всех феноменов, указанных в индексе тем, в той интерпретации, которые приводятся на страницах данной энциклопедии.

По всем вопросам по переводу данного справочника на русский язык нужно обращаться по следующему адресу: Editor, Encyclopedia of Occultism and Parapsychology, Gale Research Inc., 835 Penobscot Building, Detroit, Michigan 48226-4094; or call toll-free 1-800-347-4253.

* * *
Предисловие к третьему изданию
"Энциклопедии оккультизма и парапсихологии"

Со времени большого взрыва читательского интереса к оккультным наукам, произошедшего в конце 1950-х годов, произошло много быстрых и запутанных событий, слабо поддающихся объяснению. Сначала американский рынок средств информации наводнили всевозможные книги, журналы, и радио- и телепрограммы на оккультные темы, что послужило войной издателей за права на издание как старых, так и новых источников информации.

В то время наряду с превосходной, вдумчивой и научной литературой было издано много низкопробного чтива, вводившее читателя в заблуждение своими эфемерными публикациями, носившими сенсационный характер. Много сомнительных книг, проповедующих тёмное колдовство и культ черной магии, приукрашенными современными порнографическими "прелестями", обрушилось на головы обывателей, что в конечном счёте создало негативное общественное мнение о тайной науке оккультизма. В широкой общественной среде возникло опасение, что возрождение оккультизма могло кончиться широко распространенным сумасшествием и тотальным извращением здравого смысла, что привело бы к замене критической оценки окружающей жизни на эмоциональный иррационализм. Такие ужасающие группы как "Семья" Чарльза Мэнсона2  и "Храм Народов" Джима Джоунса3 указали лишь на некоторые из опасностей иррациональной веры.

Противоположной реакцией общественности на бездумное увлечение оккультизмом стал всеобщий скептицизм по отношению к паранормальным явлениям, что нашло своё выражение в создании "Комитета по научному расследованию паранормальных феноменов" [Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal]. Некоторые скептики клеймили все неподдающиеся объяснению явления как мошенничество и колдовство, и даже нападали на традиционные религиозные верования как на устаревшие суеверия. Парапсихологов в лучшем случае клеймили как сверх доверчивых, неподходящих и некомпетентных людей, а в худшем - мошенниками, преследующих фантастические и иррациональные цели. Работа парапсихологов в то время была адским трудом. Но в этом положение были и позитивные моменты - просвещённый скептицизм действительно преградил дорогу всем нечистоплотным людям, который спекулировали на паранормальных явлениях. Данный факт послужил в конечном итоге повышению планки паранормальных исследований.

Оккультный бум 50-х сменился на спад интереса к паранормальным явлениям. Оставались лишь маленькие группы людей, которые постоянно интересовались такими явлениями как НЛО, нео-языческое колдовство, черная магия и т.п. Затем в 70-х годах снова отмечался рост интереса к оккультизму, но уже на новой основе, которая соединила в себе широкие концепции здравоохранения на основе альтернативных медицинских терапий, а также старые восточные учения и новые движения типа "New Age". Синтез этих мировоззрений нашёл свою отражение, к примеру, в движении "Заговорщики Водолея" Мэрилин Фергузон.4

Благодаря деятельности актрисы с мировой известностью Шерли Маклэйн [Shirley MacLaine] движение "New Age" в течение 1980-х испытало новый всплеск. С тех пор это движение соединило в себе такие, казалось бы, несоединимые вещи как ченнелинг, старый и новый оккультизм, экологическое движение в защиту окружающей среды, экологическое сельское хозяйства, коммуны, целостную диету, нетрадиционную медицину, и ряд эксцентричных культов. И снова рынок информации захлестнула волна оккультных изданий, книг, журналов, теле- и радиопередач, среди которых были как серьезные труды, так и сомнительные однодневки. Тогда же вышло и первое издание данной "Энциклопедии оккультизма и парапсихологии", которая была предназначена дать читателям надежную информацию относительно сильно запутанного предмета, обеспечивая историческую перспективу в изучении современного оккультизма, парапсихологии и паранормальных явлений.

В энциклопедии мы старались выдержать средний курс. Оккультизм и парапсихология остаются очень спорными предметами, оценка которых меняется по всему диапазону мнений - от некритического принятия на веру до неукротимого недоверия. Сами паранормальные явления являются часто вводящими в заблуждение, что даёт много раздолья для шарлатанов, которые отпугивают уважаемых ученых и интеллектуально развитых исследователей.

Самая важная проблема в исследовании паранормальных явлений является их неповторяемость, если строго смотреть на эту проблему с точки зрения точной, классической науки. Поэтому вопрос теоретического обоснования полученных результатов встаёт на первый план.

Другой проблемой является субъективность восприятий. Многие исследователи паранормальных явлений имеют свой, субъективный опыт, который они сравнивают с объективными фактами. Но свой субъективный опыт является гораздо более значимым для любого исследователя, ибо объективные критерии основываются на опыте других людей, других исследователей, которые могут быть нечестными манипуляторами общественного мнения. Сотня доказательств не убедят одного человека, который не испытал на собственном опыте тот или иной паранормальный феномен. Но конечно важно, чтобы уважаемые ученые участвовали в парапсихологических исследованиях. Любые эксперименты по исследованию явлений, которые не поддаются объяснению по приемлемым объективным стандартам, могут только расширить общественное сознание в направлении понимания паранормальных феноменов.

В работе над данной энциклопедией были приложены все силы, чтобы избежать налёта сенсационности, которая часто сопровождает оккультизм и парапсихологию. Поэтому статьи выдержанны в непредвзятом, средневзвешенном тоне. <…>

Научные исследования улучшаются в методах и стандартах, в то время как общественная оценка паранормальных явлений колеблется между скептицизмом и бездумной верой. Не смотря на это раздвоение, широкой публике должны быть предоставлены наиболее достоверные с научной точки зрения материалы. И кроме того, должна быть обеспеченна свобода научного поиска, которая немыслима без общедоступности к экспериментальным данным.

Лесли Шепард,
июнь 1990 г.

* * *
Содержание
"Энциклопедии оккультизма и парапсихологии"
(третье издание, 1991 г.)

Том 1 (страница 1-991). 
Предисловие. 
Энциклопедия, A-L.

Том 2 (страница 992-2008). 
Энциклопедия, M-Z. 
Общий индекс. 
Индекс по темам.

* * *
Содержание индекса по темам

(A) Животные, птицы, насекомые [Animals, Birds, Insects].

(B) Демоны [Demons].

(С) Драгоценные камни [Gems].

(D) Географические места феноменов [Geographical Places of Phenomena].

(E) Боги [Gods].

(F) Паранормальные феномены [Paranormal Phenomena].

1) Животный магнетизм и месмеризм5  [Animal Magnetism and Mesmerism].

2) Экстрасенсорные способности животных6  [Psychic Animals].

3) Появления духов (включая призраков и фантомов)7  [Apparitions (includes Ghosts & Phantoms)].

4) Аппорты8  [Apports].

5) Аспорты9  [Asports].

6) Автоматическое письмо10  [Automatic Writing].

7) Би-локализация11  (включая эфирный двойник) [Bilocation (includes Double)].

8) Отгадывание карточек12  (карточки Зенера) [Card Guessing (Zener Cards)].

9) Яснослышание13  [Clairaudience].

10) Ясновидение14  [Clairvoyance].

11) Круги на пшеничных полях15  [Crop Circles].

12) Кросс-корреспонденция16  [Cross-Correspondence].

13) Магический кристалл17  [Crystal Gazing].

14) Фантомные голоса18  [Direct Voice].

15) Психография19  [Direct Writing].

16) Лозоходы20  [Dowsing].

17) Элонгация физического тела21  [Elongation].

18) Экстрасенсорное восприятие22  (ЭСВ) [Extrasensory Perception (ESP)].

19) Психозрение23  (или прямое виденье) [Eyeless Sight].

20) Ксеноглоссис24  [Xenoglossis].

21) Галлюцинации4  [Hallucinogenic Experience].

22) Дом приведений26  [Haunting].

23) Экстрасенсорное врачевание27  [Psychic Healing].

24) Гипноз28  [Hypnotism].

25) Левитация29  [Levitation].

26) Материализация30  [Materialization].

27) Медиумы31  [Mediums].

28) Месмеризм3232  [Mesmerism].

29) Психогибка металлов33  [Metal-Bending].

30) Раздвоение личности34  [Multiple- Personality].

31) Уия-планшетка35  [Ouija Board].

32) Выход из тела36  [Out-of-the-Body Experience].

33) Маятник37  [Pendulum].

34) Спиритическая планшетка38  [Planchette].

35) Полтергейст39  [Poltergeist].

36) Одержание40  и экзорцизм41 [Possession & Exorcism].

37) Знание будущего42  (включая предупреждения и предсказания) [Precognition (includes Premonition & Prediction)].

38) Пси или парапсихология43  [Psi or Parapsychology].

39) Спиритическая фотография44  [Psychic Photography].

40) Психическая хирургия45  [Psychic Surgery].

41) Психокинез46  [Psychokinesis].

42) Психометрия47  [Psychometry].

43) Спиритические постукивания48  [Raps].

44) Яснослышание через раковину49  [Shell-hearing].

45) Спиритическая грифельная доска50  [Slate-writing].

46) Сомнамбулизм51  [Somnambulism].

47) Спиритическое общение52  [Spirit Communication].

48) Стигматы53  [Stigmata].

49) Спиритическое столоверчение54  [Table-turning].

50) Телекинез55  [Telekinesis].

51) Телепатия56  [Telepathy].

52) Телепортация57  [Teleportation].

Дополнительные темы:

  • Аура58  [Aura]. 
  • Автоматическая речь59  [Automatic Speaking]. 
  • Экстрасенсорная стоматология60  [Psychic Dentistry]. 
  • Феномен электронного голоса61  [Electronic Voice Phenomenon]. 
  • Огненный иммунитет62  [Fire Immunity]. 
  • Люминесцентные феномены63  [Luminous Phenomena]. 
  • Паранормальная музыка64  [Paranormal Music]. 
  • Отгадывание тайных записок65  [Pellet Reading]. 
  • Паранормальные запахи66  [Perfumes]. 
  • Спиритические отпечатки67  [Spirit Markings]. 
  • Паранормальные телефонные звонки68  [Paranormal Telephone Calls]. 
  • Трансфигурация69  [Transfiguration]. 
  • Паранормальный ветер70  [Paranormal Winds].

(G) Периодические издания [Periodicals].

(H) Растения и цветы [Plants & Flowers].

(I) Общества и организации [Societies & Organizations].


Примечания редакции сайта:

1.  CONSTITUTION AND RULES OF THE THEOSOPHICAL SOCIETY, magazin "The Theosophist", January, 1891. Supplement. Page 65.

2.  Чарльз Мэнсон (Charles Manson, род. 1934 г.) - обычный преступник, проведший в 60-х годах несколько лет за решёткой за кражу машин, подделку чеков и другие мелкие преступления. В 1967 г. Мэнсон вышел из тюрьмы, и после непродолжительного времени основал молодёжную группу под названием "Семья" [Family], которая базировалась в Калифорнийской пустыне, и которая проповедовала сатанинские культы, занималась потреблением наркотиков, сексуальными оргиями и зверскими убийствами. Через пару лет вся группа "Семья" была арестована, и в 1970 году придана суду штата Калифорния, где были доказаны многочисленные убийства, совершённые членами этой группы. В настоящее время Чарльз Мэнсон отбывает пожизненное заключение в одной из калифорнийских тюрем.

3.  Секта "Храм Народов" [Peoples Temple] был основан христианским священником Джимом Джоунс [Jim Jones] в 1971 г. в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Позже секта переместилась в Гвиану как сельскохозяйственная коммуна. Проповедованные вначале христианские ценности сменились позже на идеологию наивного марксистского социализма. Джоунс вёл переговоры с советскими должностными лицами о возможности перемещения своей с/х коммуны на Кубу или в СССР. Для этого он даже ввёл обязательное изучение русского языка для членов своей секты. Конец секты был более чем трагический. 18 ноября 1978 г. члены секты убили одного американского конгрессмена и несколько журналистов за то, что они не удовлетворили требований секты на снос взлетно-посадочной полосы, располагавшейся в районе базы секты. В тот же самый день, с наступлением ночи, вся секта "Храма Народов" - более чем 900 мужчин, женщин и детей - совершила массовое самоубийство.

4.  Движение "Заговорщики Водолея" [Aquarian Conspiracy] возникло после выхода в США в 1980 году книги Мэрилин Фергузон [Marilyn Ferguson, род. 1938 г.] "Заговорщики Водолея: личные и общественные преобразование 1980-х" [Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s]. Данная книга родилась под влиянием многочисленных встреч Фергузон с различными людьми США, исследующих паранормальные явления. Как объясняет сама автор, слово "заговорщики" имеет положительный смысл. Сама книга описывает деятельность многих просвещенных исследователей США, которые своей деятельностью вносили весомый вклад в изменение привычного мировоззрения общества в сторону осознания наличия ещё непознанного, высокого человеческого психическо-духовного потенциала.

5.  Распространителем учения о животном магнетизме был немецкий натуралист Франц Антон Месмер [Franz Anton Mesmer, 1733-1815]. Согласно этому учению, между всеми живыми организмами перетекает анималический (животный), тонкоматериальный и неуловимый флюид, который имеет магнетические свойства. Посредством этого анималического флюида совершаются такие феномены как гипноз, ясновидение, перенесение чувствительности, необъяснимые симпатии и антипатии между людьми и т.д. Одним из проявлений анималического флюида считается т.н. Од австрийского исследователя Карла фон Райхенбаха.

6.  К разделу изучения неординарных навыков животных относятся такие явления как способность животных предчувствовать природные катаклизмы, смерть своих хозяев, крушение транспортных средств, появление приведений и т.д. Кроме того, в эту область исследований входят случаи неординарных способностей к дрессировке и обучению животных, вплоть до развития у них навыков к простым математическим вычислениям. Сюда же входит раздел использования животных в военных целях - дельфины как миноискатели, крысы как биодатчики героина, голуби как воздушные разведчики и т.д.

7.  Сюда входит большой слой аномальных проявлений, связанных с духами умерших людей и животных (призраков и фантомов).

8.  Аппортами называют появление различных объектов живого и неживого вида, что сопровождается различными визуальными, звуковыми или запахообразными проявлениями во время спиритуалистических сеансов. Среди наиболее часто встречающихся аппортов можно назвать возникновение запаха цветов, появление животных, монет, драгоценных камней и пр. Противоположностью аппортов являются аспорты.

9.  Аспортами называют исчезновение тех или иных объектов во время спиритических сеансов. Аспорты являются противоположностью аппортов.

10.  Автоматическое письмо происходит при полном или частичном отключении сознания того человека, кто пишет. Но в любом случае речь идет об абсолютной раздельности того, кто пишет, и того, что написано, т.е. человек, пишущий автоматическим письмом (как правило, это медиум), не имеет понятия, что он написал. За всю историю оккультизма было написано много вещей путём автоматического письма - письма, послания, стихи, рассказы, романы, книги, рисунки, пейзажи, портреты и мн. др.

11.  "Би" значит два, и слово "би-локализация" обозначает явление, при котором один и тот же человек появляется сразу в двух или нескольких местах. Оккультисты предполагают, что данный феномен производится при помощи эфирного двойника.

12.  Эксперименты по отгадыванию карточек проводил, начиная с 1927 г., профессор Райн Джозеф Бэнкс (Rhine J.B., 1895-1980) в Дьюкском университете (США, Северная Каролина). Сами карточки были изобретены коллегой Райна - Карлом Зенером (Karl Zener). Опыт профессора Райна состоял из 25 карточек, в форме игральных карт, с общей тыльной и отличительной лицевой сторонами. Эти 25 карточек были разделены на пять равных групп, т.е. по 5 штук каждая. Каждая группа имела свой отличительный знак, нанесённый на лицевой стороне. Райном применялись следующие знаки: звезда, круг, квадрат, крест и волны. Перед началом теста все карточки перемешиваются. Экспериментатор предлагает тест-персоне определить знак карточки, не смотря на лицевую часть. Отгадываются поочерёдно все 25 карточек. Опыт повторяется 25 раз, т.е. каждый тест состоит из 625 попыток отгадываний. Результаты теста анализируются с помощью математических формул. Тесты людей, которые утверждали, что обладают сверхчувственным восприятием, показывали высокий уровень "отгадывания" карточек, т.е. они так часто называли правильные карточки, что с точки зрения математики их ответы нельзя было приравнять к случайному гаданию. Результаты данных опытов были впервые опубликованы в 1934 году в книге Райна "Extrasensory Perception" (Экстрасенсорное восприятие).

13.  При яснослышании человек воспринимает какие-то звуки, которые не имеют визуального подтверждения в окружающей обстановке, в которой находится яснослышащий. Это может быть речь, музыка, звуки животных и природы, или же вообще звуки неясного происхождения. Речь может принадлежать как живым людям, так и неживым. Услышанная путём яснослышания людская речь живущих людей может происходить очень далеко от яснослышащего, и затем найти подтверждение, если яснослышащий является знакомым этих людей, чью речь он услышал, т.е. если есть возможность найти этих людей и проверить содержание их беседы.

14.  Среди ясновидения различают следующие его виды: 1) видение событий прошлого, 2) видение настоящих событий, которые происходят вне визуальной достижимости, 3) видение картин будущих событий в качестве предупреждения, 4) видение окружающих предметов с закрытыми (завязанными) глазами, или видение запечатанных писем, закрытых предметов и т.п., 5) видение внутренних органов человеческого тела (как своего, так и чужого), внутреннего строения предметов. Ясновидение может происходить как наяву при полном сознании, так и во сне, а также во время транса.

15.  Речь идёт о внезапном появлении за одну ночь странных кругов (и прочих рисунков) на злаковых полях. Данное явление впервые было зарегистрировано в начале 1980-х в южных округах Великобритании - в Гэмпшире и Уилтшире, и стало широко известно в 1989 году, когда о странных кругах сообщили ведущие мировые агентства новостей. С тех пор подобные рисунки на полях были зарегистрированы в Америке, Австралии, Европе. Технология получения рисунков на полях не поддаётся разумному объяснению, но известно, что гигантские рисунки получаются за счёт равномерного пригибания колосьев пшеницы в одном направлении, за счёт чего на общем фоне поля с высоты птичьего полёта можно разглядеть форму рисунка.

16.  Абсолютно специфический термин, который обозначает явление одновременной передачи информации от одного духа (через своего медиума) по адресу нескольких других медиумов, которые находятся в разных частях страны или света. Каждый медиум получает только часть информации, полный смысл которой становится понятным только после сложения всех частей, полученных медиумами в разных концах страны или мира.

17.  В данном случае идёт речь о вызывании паранормальных видений путём пристального смотрения на кусок горного кристалла, или в хрустальный шар, или в зеркало, или на поверхность какой-нибудь жидкости, или на другой прозрачный предмет.

18.  Появление голосов из ниоткуда называется по-американски "прямым голосом", а по-русски "фантомными голосами". Такие голоса возникают чаще всего вблизи медиумов и других подобных личностей. Голоса могут быть как человеческие, так и зверей. Язык фантомного голоса может быть понятным присутствующим слушателям, а может быть и непонятен. Отмечались случаи, когда речь фантомных голосов не была похоже не на один из существующих языков. Проводились опыты во время медиумистических сеансов, в ходе которых фантомному голосу предлагалось изменять своё место, что легко и быстро исполнялось - источник фантомного голоса менял своё положение в любом направлении в пределах комнаты, в которой проходил спиритический сеанс. Под этим названием также объединены все другие способы регистрации потусторонних голосов, как-то с помощью рупоров, магнитных плёнок, электронных аппаратов и др.

19.  Написание какого-либо текста без видимого контакта с материалом, на котором сделана надпись, называется по-американски "прямым письмом", а по-русски "психографией". Осаждение текста психографическим способом может быть на открытом материале (к примеру, писчей бумаге, лежащей на столе), а может быть на закрытом материале (к примеру, в запечатанном письме, или в закрытом блоке бумаги). К этим же явлениям в данной энциклопедии относятся появления фантомных кистей рук, которые берут карандаш и пишут на рядом лежащей бумаге и т.п.

20.  Лозоходство известно с древности. Лозоход берёт в руки V-образную ветку орешника (или ивового прута) за её два конца, и держа таким образом эту ветку перед собой, идёт по пересечённой местности. В том месте, где острый конец ветки опустился вниз, там имеются подпочвенные воды. В настоящее время вместо ветки используют металлическую проволоку Г-образной формы, которая берется непосредственно в руки так, чтобы проволочки находились параллельно к земле и к друг другу. Для уменьшения сопротивления силы трения проволочек о руки, проволочки могут вкладываться в полые гильзы, которые непосредственно берутся в руки. Регистрируется схождение-расхождение проволочек. Для обнаружения металлических руд в гильзы вкладывают тот металл, руду которого желают обнаружить. В сегодняшней Европе лозоходство получило второе рождение под названием Радиэстезия [Radiesthesia], где вместо веток и прутов используют маятник. Радиэстезия занимается в том числе и медицинскими проблемами.

21.  Элонгация значит удлинение. Феномен элонгации физического тела является одним из редких феноменов, который впрочем описан ещё с древних времён. Произвольное удлинение физического тела может быть до двух размеров первоначального тела, затем происходит возврат в прежнее состояние. Удлинение некоторых конечностей может быть в несколько раз от начальной длины. Данный процесс может сопровождаться болями, и оканчиваться ранами и порывами тканей, а может происходить вполне безболезненно. В любом случае, феномен элонгации вызывается произвольно, т.е. по желанию того, кто его производит. Элонгация, как правило, происходит при полном сознании.

22.  Термин ЭСВ обозначает тот вид восприятия, который выходит за рамки наших обычных пяти чувств. Впервые этот термин был введён проф. Райном в его книге "Extrasensory Perception" (Экстрасенсорное восприятие), которая была опубликована в 1934 году Бостонским Обществом Психических Исследований.

23.  Способность видеть с закрытыми (завязанными) глазами называется по-американски "безглазым" (eyeless) смотрением, что в русском языке получило название "психозрение" или "прямое виденье". Психозрение может быть непосредственным на расстоянии, а может достигаться путём кожного прикосновения к предмету смотрения (к различным частым тела или конечностей), что получило название "кожного зрения" (Skin vision). Психозрение может достигаться также при помощи обнюхивания предметов. Способностью психозрения обладают многие слепые от рождения люди. (К примеру, Рерихи наблюдали такого слепого в Индии. После этой встречи возник следующий параграф: "Вы помните замечательный случай мальчика с завязанными глазами, проделывавшего удивительные вещи. Но разгадка проста - он был слепым от рождения. Люди не ценили его способности, когда узнавали о его слепоте. Точно его способности терялись от этого состояния. Можно часто видеть, как обращают внимание на самые несущественные обстоятельства, не замечая главного. Некоторые способности слепых заслуживают удивления и наблюдения. Такое состояние иногда называется огненным зрением". Мир Огненный 3, п. 599). В настоящее время феномен психозрения (прямого виденья) активно изучают в феодосийской школе Бронникова.

24.  Ксеноглоссис [гр.: xenos - чужой, glossa - язык] означает разговор на языке, который был ранее незнаком говорившему, или/и который незнаком слушателям. Феномен ксеноглоссиса отмечается как у нормальных людей в ненормальном состоянии (к примеру, болезни), так и у медиумов в состоянии медиумистического транса.

25.  Галлюцинации - это нереальное (с материальной точки зрения) восприятие действительности под воздействием наркотических препаратов, гипноза, болезни и т.п.

26.  Домом приведений можно назвать любое помещение, в котором происходят необъяснимые явления "из ниоткуда" типа голосов, шагов, криков, стонов, звуков животных, стук предметов и т.п. Также отмечены визуальные феномены типа появления призраков людей, животных или предметов, а также световые эффекты типа холодных огней, светящихся шаров, кругов и т.п. Кроме того, могут даже происходить и такие явления физического характера как хлопанье дверей и окон, падение предметов (картин, ваз, посуды), появление запахов.

27.  Под экстрасенсорным врачеванием понимается целительство при помощи гипноза (или вызывания у пациента самогипноза), наложения рук (пассы), а также на расстоянии. В термин "экстрасенсорное врачевание" входит также понятие экстрасенсорной постановки диагноза. Такой диагноз может быть выявлен различными путями - под гипнозом, автоматическим письмом, автоматическим голосом.

28.  Гипнозом называется целенаправленное изменение моторной и/или психической деятельности человека под действием гипнотизера. Около 85 процентов всех людей легко поддаются гипнозу. Гипноз может действовать в течении довольно продолжительного времени, и может иметь чёткие временные или событийные рамки. Гипноз может быть как индивидуальным, так и коллективным. Гипнотизер может гипнотизировать при помощи пассов рук, без видимой жестикуляции, а также на расстоянии (иногда вне видимости).

29.  Левитацией называют поднимание собственного тела на воздух без материальных опор или других физических вспомогательных средств. Чаще всего левитация демонстрируется йогами, сидящими на земле в позе лотоса и медитирующими, в ходе медитации происходит поднятие тела на воздух на несколько десятков сантиметров.

30.  Материализацией называется появление материальных предметов "из воздуха", с их последующим вполне физическим существованием, а также временное (с последующим исчезновением) проявление в видимое состояние предметов или спиритических духов и их фантомных частей (чаще всего лиц и рук).

31.  Первоначально медиумами называли тех людей, которые с помощью своих экстрасенсорных способностей могли установить связь с умершими людьми, т.е. с духами умерших людей. Способы, применяемые медиумами для контактов с духами умерших людей, очень различны. Среди этих способов чаще всего встречаются автоматическое письмо, автоматическое рисование, автоматическая речь (в состоянии транса), фантомные голоса, материализация, ясновидение, яснослышание, магический кристалл, аппорты (постукивания), и т.д. Впрочем, медиумы занимаются не только связью с духами умерших людей, но и демонстрацией различных паранормальных феноменов. Медиумизм является врождённой способностью, которая может выявиться в раннем детстве. В энциклопедии указывается на все опасности, которые сопровождают и самих медиумов, и тех людей, которые проявляют бездумный интерес к медиумизму.

32.  Синонимом слова "месмеризм" в настоящее время в русскоговорящей среде является слово гипноз. Данное определение не совсем полное, т.к. основатель этого движения немецкий врач Франц Антон Месмер (Franz Anton Mesmer, 1733-1815) был, прежде всего, целителем, и именно в целях целительства он разработал свою теорию т.н. анималистического магнетизма. Основным положением этой теории является утверждение Месмера о вездесущности некоего тонкоматериального вселенского флюида, который является посредником во взаимодействии между звездами, планетами и людьми. Этот космический флюид оживотворяет физическое (материальное, животное) тело человека, которое имеет полярность, т.е. отталкивающие и притягивающий полюса. Эти полюса привлекают к себе (или отталкивают) этот космический флюид, т.е. физическое, животное, анималистическое тело имеет свойство магнита по отношению к вселенскому флюиду. Этот флюид является посредником в психическом взаимодействии между людьми, а также во всех феноменах, таких к примеру как гипноз. С помощью накопления этого флюида (через аппараты, другого человека или самостоятельным путём) возможно излечение от существующих болезней или профилактика своего здоровья на будущее. В лечении больных Месмер использовал магнитные пластинки, пассы руками, гипноз, а также причудливый, трудно описываемый, огромный кругообразный аппарат, с помощью которого излечивалось несколько больных сразу.

33.  Данный феномен стал широко известен благодаря израильскому экстрасенсу Ури Геллеру (Uri Geller, 1946), который начиная с 1969 года демонстрировал по всему миру свою способность гнуть металлические предметы (чаще всего столовые ложки и вилки) простым прикосновением к ним, а именно потиранием по их поверхности, после чего металл гнулся и ломался. Данный феномен сначала назывался "эффектом геллера", а затем получил более общее название - психогибка металлов (Psychokinetic Metal Bending, PKMB).

34.  Раздвоение личности есть оккультный феномен, при котором происходит замена одной индивидуальности другой. Такая замена происходит, чаще всего, у людей, обладающих медиумистическими способностями. Замена личностей может происходить спонтанно, а может быть вызвано целенаправленно в состоянии транса. Новая личность полностью отличается по характеру, манерам, стилю речи, жестикуляции от той личности, которая обычно находится в данном теле. Новая личность обнаруживает абсолютно другие способности, наклонности, привычки, и кроме того, может ссылаться в разговоре на хозяина тела (которое оно занимает в данный момент времени) как на третье лицо. Замещённые личности, которые предоставили своё тело другим личностям, абсолютно не помнят после своего возвращения в своё тело что происходило с этим телом, т.е. не помнят о чем говорилось, что делалось и т.д.

35.  Слово "уия" (ouija) является специфическим спиритическим термином, составленным из двух слов - французского "oui" [уи] и немецкого "ja" [я] - которые в своих языках обозначают одно и то же русское слово "да". Уия-планшетка представляет из себя овальную площадку по размерам руки. Снизу площадки крепятся три шарнира на колесиках. Спереди планшетки имеется заострение. Уия-планшетка используется медиумами во время спиритических сеансов. Медиум кладёт руку на уия-планшетку, впадает в транс, и отвечает на вопросы присутствующих путём движения уия-планшетки по столу, на котором лежат буквы и/или слова "да" и "нет". Такое устройство известно с древних времён, и описывается ещё у Пифагора.

36.  Мистический опыт по выходу из физического тела переживался многими людьми во время операции (под общим наркозом), или в результате несчастного случая (с потерей сознания и/или клинической смертью), или других подобных случаев. Все эти люди свидетельствуют о том, что они видели своё физическое тело со стороны (лежащим на операционном столе, или на месте дорожного происшествия и т.д.). Выход из тела отмечается не только в результате наркоза и болевого шока, но в абсолютно безобидном состоянии, когда люди просто впадают в полусонное состояние, и видят своё тело со стороны. В энциклопедии в данный раздел внесены также данные об опытах медиумов по выходу из физического тела, в результате чего они могли считывать информации в других частях здания, города, и даже планеты.

37.  Спиритическим маятником называют короткий (30-40 см.) шнур из конского волоса и прочей некрученой нити, на одном конце которого привязывается грузик (к примеру, металлический конус), а другой конец зажимается между указательным и большим пальцами руки. Рука ставится на локоть под углом к столу. Маятник зависает над столом, на котором лежит круг, по периметру которого нарисованы буквы. Маятник качается в той или иной плоскости, которая указывала на буквы. Плоскость качания маятника меняется непроизвольно, т.е. в независимости от желания человека, держащего маятник. По буквам, которые указывает маятник, собираются слова. При спиритических сеансах, в ходе которых проводилось вызывание духов умерших людей, таким образом принимались послания из потустороннего мира. Одним из распространенных вопросов к духам является вопрос о будущих событиях, которые ждут вопрошавшего (существует всеобщее заблуждение, что духи умерших должны знать будущее). Маятник используется не только в спиритических сеансах, но и в постановки дистанционного диагноза психического состояния людей. При этом используются фотографические карточки. Маятник используется также лозоходами вместо прутиков.

38.  Спиритическая планшетка является усовершенствованием уия-планшетки, и предназначена для облегчения автоматического письма. Она изготовлена в виде плоской овальной (фанерной) площадки на трёх колёсиках. С одного края площадки сделана сквозная дырка для карандаша. Медиум берёт в руку карандаш, кладёт её на планшетку (располагающейся на бумаге) так, чтобы карандаш попал в прорезь, впадает в транс, и начинает писать автоматическим способом послания из потустороннего мира. Таким способом были написаны целые книги.

39.  Полтергейстами названо явление "шумных духов", которые дают о себе знать путём различных ребяческих (а порой и не совсем безобидных) проделок типа стуков по мебели, воздушных хлопков, скрипов половиц, запахов, поднятии на воздух предметов, поджигание предметов домашней обстановки, сдвигание и скидывание предметов со столов и т.д. и т.п. Явление полтергейстов полностью зависит от того или иного человека. Как правило, феномен полтергейстов наблюдается в присутствии медиумов. Проявления полтергейстов сильно зависит от присутствия разных людей. При одних людях явления усиливаются, при других - исчезают полностью. Явление полтергейстов часто сочетается с аппортами.

40.  Влияние злых духов на человека, на его волю и психику (до полного завладения), называется одержанием. Как правило, признаками одержания является присутствие навязчивой идеи, которая как правило направленно на усиление одержателя. Каждое одержание происходит по направлению, которое наиболее слабое в объекте одержания. Степеней одержания бывает очень много - от легких навязчивых желаний, до полного отсутствия контроля над собственной психикой. Явление одержания известно с глубокой древности. Ещё Платон в своём сочинение "Государство" описывает различные виды одержания и методы борьбы с ним. Явление одержания также описывают многие древнегреческие классики - Софокл, Еврипид, Геродот, Плутарх и др. Вся эпоха средневековья проходит под знаком борьбы с одержанием. Современная официальная наука не признаёт явление одержания, а все случаи одержания квалифицирует как психические заболевания типа шизофрении и т.п. В данной энциклопедии приводятся различные материалы, описывающие явления одержания, а также историю развития человеческих взглядов на эту проблему. Изнанием одержателей, т.е. лечением одержания, занимаются экзорцисты.

41.  Экзорцизм - изгнание нечистой силы из одержимых. Экзорцизм известен с тех же древних времён, что и одержание. Экзорцизм присутствует как в древних языческих (шаманских) верованиях, так и в мировых религиях как христианство, ислам, индуизм, иудаизм и т.д. В христианстве наиболее подробную разработку экзорцизм получил в католической (римской) церкви, где по сей день существует официальная должность экзорциста, который получает её после обучения в специальной школе. Процесс изгнания нечистой силы является строгим обрядом, который в разных верованиях описан по-разному. В обрядах экзорцистов применяется словесная речь (молитвы, заговоры), песнопения, музыкальные инструменты (бубны), предметы-символы (крест распятия, библия, фетиши), специальные травы и т.д. Единственным общим правилом всех экзорцистов является прямая и твёрдая команда над злыми духами-одержателями, которые подвергаются изгнанию.

42.  Знание будущего является одним из самых больших загадок современных учёных. С древних времён людей посещали предсказатели, пророки, юродивые, и давали людям предупреждения о грозящих событиях. Всегда подчёркивалось, что все грозные грядущие бедствия являются карой господней за грехи человеческие, и что в силах людей избежать будущих бедствий, если они перестанут вести грешный образ жизни. В энциклопедии приводится много примеров предсказаний, пророчеств, предупреждений. К примеру, большой чумной мор Лондона 1665 г., и великий Лондонский пожар 1666 г. был не раз предсказан и оповещён. В 1661 г. в Англии вышла книга под авторством Джорджа Фокса младшего (George Fox), в которой говорилось о будущей чуме. В 1664 пророчество было повторено епископом Бристольским перед английским королём и обоими палатами парламента. Во всех случаях призывалось оставить религиозные преследования, которые проводила английская инквизиция. За два дня до большого пожара Джордж Фокс прибыл в Лондон, разделся до нижнего белья, и на глазах у удивленных горожан бегал по городу, как будто он спасался от пожара. Через двое суток, ночью начался пожар, в результате которого были сожжены дотла 13000 домов и 89 церквей.

43.  Термин "пси" применяется парапсихологами в качестве сокращённого указания на явления экстрасенсорного характера, т.е. на те явления, которые изучает парапсихология. Сам термин "парапсихология" был впервые введён немецким психологом Максом Дезоир (Max Dessoir, 1867-1947) в его статье "Die Parapsychologie. Eine Entgegnung auf den Artikel "Der Prophet"" ("Парапсихология. Возражение на статью "пророк""), которая появилась в 1889 в немецком журнале "Sphinx" (стр. 341-344). Тогда слово "парапсихология" указывала на сомнительные явления психического характера, которые не могли быть объяснены с точки зрения тогдашней классической психологии. Пионерами американской парапсихологии стали профессора Вильям Мак-Дугал (William McDougall, 1871-1938) и Джордж Бэкон Райн (J.B.Rhine 1895-1980) с его женой Лизой Райн, которые с 1927 года работали в университете Дьюка в г. Дурхам, штат Северная Каролина. Они начали исследовать такие феномены как медиумизм, телепатия, и другие формы экстрасенсорного восприятия, применяя методы строгого научного подхода. В результате работы этих учёных парапсихология получила всемирное признание как предмет, поддающийся исследованию с точки зрения репродуктивности (повторяемости) экспериментов и математического расчёта. Сегодня слово парапсихология общепризнанно в мире, и используется для указания на те необычные явления, которые не возможно объяснить с точки зрения классической, материальной науки, и в частности психологии.

44.  Спиритической фотографией называют снятие на фотоплёнку или фотопластинки приведений, фантомов и прочих подобных явлений.

45.  Психической хирургией называют проведение хирургических операций без наркоза и без инструментов. Психохирург, или хилер (от англ. healer - целитель), работает только своими руками, с помощью которых он удаляет больные ткани, не оставляя при этом шрамов на теле пациента. В настоящее время психохирургия практикуется на Филиппинах и в Бразилии.

46.  В узком смысле слова психокинезом называют передвижение предметов при помощи мысли, взгляда или пассов рук (см. телекинез). Впервые термин психокинез был введён проф. Райном в 1934 году при опытах по мысленному влиянию на игру в кости. В ходе этих опытов были выделены следующие подразделения психокинеза: 1) ПК-ДЦ - психокинетический эффект на движущихся целях (PK-MT - psychokinetic effect on moving targets), к примеру, игра в кости; 2) ПК-ЖЦ - психокинетическое влияние на живые цели (PK-LT - psychokinetic influence on living target), к примеру, растения, животные, люди; 3) ПК-СЦ - психокинетическое влияние на статичные цели (PK-ST - psychokinetic influence on static targets).

47.  Психометрией называют способность некоторых особо чувствительных людей определять прошедшие события, которые связанны с животными, растениями, предметами или людьми, путем физического прикосновения к самим предметам (минерального, растительного или животного происхождения) или предметам, которые были во владении людей. В основном психометристы дают свои описания в полном сознании, и лишь некоторые в состоянии лёгкого забытья. Несколько примеров. При прикосновении к запечатанному письму психометрист может сказать о характере человека, который его написал, а также о его чувствах, которые он испытывал при написании письма. Данные психометрические способности сенситивов (особо чувствительных людей) активно используются в наше время розыскной полицией (в частности, США), которая предоставляет психометристам вещи пропавших людей, по которым те описывают чувства жертв преступлений в некий момент после исчезновения. По этим описаниям можно найти местонахождение пропавшего человека (который может быть уже мертв). Наглядный пример из практики Вольфа Мессинга, выступавший на советской эстраде в середине прошлого века с сеансами оккультной магии. В ходе своих публичных представлений он находил людей в зале по предметам, которые ему подносили на подносе. Однажды с ним произошёл необычный случай. После сеанса к нему обратилась одна заплаканная женщина с просьбой что-нибудь рассказать о её сыне, который долго ей не писал. Мессинг взял в руки письмо, и после паузы сообщил, что её сын мёртв. Женщина ушла в расстроенных чувствах. Через несколько дней она снова появилась, но уже с сыном, и обвинила Мессинга в том, что он сказал ей неправду. После расспросов Мессинга оказалось, что показанное ранее письмо было написано не самим сыном, который был безграмотен, а его другом, который действительно скончался после того, как письмо было отправлено матери. Данный случай особо показателен в вопросе правильного понимая явления психометрии. Другой пример. При прикосновении к предметам психометрист описывает "чувства" этого предмета. Одна психометристка из Мексики, Мария Райес (Maria Reyes), которая вслепую снимала психометрические показания с одной океанской ракушки под наблюдением доктора Валтера Франклина Принса (Walter Franklin Prince), описывает свои впечатления в таких словах: "Я нахожусь под водой и чувствую, что большой вес давит на мое тело. Я окружена рыбами всех видов, цветов, форм и размеров. Я вижу бело-розовый коралл. Я также вижу различные виды растений. Некоторые из них с большими листьями. Вода имеет темно-зеленый, прозрачный цвет. Я среди существ, но они, кажется, не замечают мое присутствие, поскольку они не боятся меня. Они не касаются меня, когда проплывают мимо" (напечатано в 18 томе издания Американского Общества Психических исследований (Proceedings of the A.S.P.R., vol. 18)). Другой пример. При слепом исследовании окаменевшего зуба мамонта другая психометристка, миссис Крайдж (Cridge), выражает почувствованное в следующих словах: "Мое впечатление - то, что это является частью некоторого чудовищного животного, вероятно часть зуба. Я чувствую себя подобно совершенному монстру, с тяжелыми ногами, неуправляемой головой, и очень большим телом. Я спускаюсь до мелкого потока, чтобы пить. Я могу едва говорить, мои челюсти настолько тяжелы. Я испытываю желание спускаться на четвереньках. Какой-то шум раздаётся из леса! Я имею желание ответить на эти звуки. Мои уши очень большие и кожистые, и я могу почти предположить, что они хлопают об мое лицо, когда я качаю головой. Есть некоторые, которые старшее чем я. Они, кажется, также как и я, говорят с этими тяжелыми челюстями. Они - темно-коричневого цвета, как будто они были полностью загорелы. Есть один старый, с большими клыками, который выглядит очень сурово. Я вижу несколько молодых. Фактически, есть целое стадо". Таким образом ясно, что психометрия представляет собой великие возможности для археологических, биологических, исторических и др. исследований. Наука будущего будет признавать психометрию за точную науку, когда разные психометристы будут давать независимо друг от друга одинаковые описания тех или иных событий прошлого.

48.  Спиритическими постукиваниями называют ударные звуки изменяющейся интенсивности без видимого или без предполагаемого (вероятного) источника. Как правило, с помощью спиритических постукиваний происходит связь спиритического кружка (людей сидящих в кругу за столом, и держащихся за руки, и вызывающих духов умерших людей) с духами. К примеру, два постукивания означало "да", три - "нет". Характер спиритических звуков может иметь самый различный характер: звук постукивания по дереву (по мебели, по шкафу, по столу, по двери), по развёрнутой газете, по каменной стене, молотком по наковальне и т.д. Интенсивность также самая различная - от громких стуков, слышимых в смежных комнатах, до легкого щелчка возле уха. Место пребывания источника спиритических постукиваний может меняться в различных направлениях, к примеру, из одного угла комнаты в противоположный, или от потолка к полу и т.п. Спиритические постукивания отмечались не только в помещениях, но и на природе, на кораблях, в поездах и т.д. Во всех случаях спиритических постукиваний требовалось присутствие явного или скрытого медиума.

49.  В данном случае имеется в виду морская раковина, которая подставлялась некоторыми яснослышащими к уху, чтобы получить таким образом спиритическое сообщение. Впрочем вместо раковины использовались и другие подобные предметы.

50.  Некоторые медиумы проводили спиритические сеансы с помощью небольшой грифельной доски. Суть метода в следующем: спиритический кружок садится за стол; берётся грифельная доска с лежащим на ней грифелем; доска опускается под крышку стола, и все сидящие берутся за её края; сеанс считается удавшимся, если во время держания грифельной доски под столом были слышны поскрипывания пишущего грифелька, и после последовало несколько спиритический постукиваний, извещающих об окончании написания спиритического сообщения на грифельной доске.

51.  Хождение в спящем состоянии или в трансе называется сомнамбулизмом. Наиболее ярким примером сомнамбулизма являются лунатики. Как правило, в состоянии сомнамбулизма слух и зрение парализованы, а иногда и чувства боли. При пробуждении от сомнамбулистического состояния человек абсолютно не помнит о тех действиях, которые он совершал в состоянии сомнамбулизма. Состояние сомнамбулизма может возникнуть спонтанно (лунатики), а может быть вызвано гипнозом со стороны, или самогипнозом.

52.  Общение с душами умерших людей называется спиритическим общением. Данное общение может проводиться с познавательными, научными, любопытствующими, словом, безобидными целями. Спиритическое общение может использоваться также с корыстной целью вызывания разрушающих, тлетворных, потусторонних сил (такой вид известен с давних времён как некромантия и чёрная магия). К концу ХХ века одним из известных видов спиритического общения стал т.н. ченнелинг (англ. channeling - прохождение по каналу). Ченнелинг известен как средство выражения умерших душ, находящихся в потустороннем мире. Ченнелинг может выражаться в передачи отдельных сообщений или даже целых книг от умерших душ, которые дают свои послания через своих медиумов (как правило, через автоматическое письмо). Путём ченнелинга могут происходить также сеансы экстрасенсорного исцеления больных. Как правило, каждый спиритический дух берёт себе имя-псевдоним, под которым он выступает через своего медиума. Имена духов могут быть от самых обычных и неизвестных (от таких духов принято немало интересной информации исторического и литературного характера), до самых прославленных и исторически хорошо известных (в последнем случае речь идёт, как правило, об одержании). Сообщения, выдаваемые спиритическими духами, могут быть совершенно бескорыстны, и иметь литературную, историческую, философскую ценность, а могут носить мошеннический характер, и/или быть абсолютно ничтожными, банальными и пустыми. Известны случаи предсказаний несчастных случаев. В истории спиритического общения были предприняты попытки механизации спиритического общения. С этой целью в первой четверти XX века были созданы такие аппараты как коммуниграф (communigraph), работающий на основе маятника, динамистограф (dynamistograph), работающий на законах динамики, рефлектограф (reflectograph), работающий как сверхчувствительная печатная машинка. Во второй половине XX века - в век электроники - в спиритическом общении используются т.н. феномен электронного голоса (Electronic Voice Phenomenon), который состоит в том, что потусторонние голоса можно "улавливать" (модулировать) с помощью электронных приборов. (Смотрите раздел "феномен электронного голоса").

53.  Стигматизацией называют появление на теле кровоточащих ран, которые испытал Иисус Христос во время крестных страданий - раны от гвоздей на ступнях и запястьях, следы плетей на спине, уколы дернового венка на голове, рана между ребер от штыка легионера. В истории христианства известны более 300 случаев стигматизации святых. Наиболее впечатляющим случаем была стигматизация Святого Франциска Ассизского (13 век).

54.  Спиритическое столоверчение - есть самый древний и широко применяемый способ спиритических контактов. Ещё римский историк Тертуллиан описал спиритический сеанс при помощи столоверчения. Сам процесс спиритического столоверчения выглядит следующим образом: люди (т.н. спиритический кружок) садятся за стол, и кладут на его край кончики своих пальцев, медиум вызывает того или иного духа, стол начинает дергаться, наклоняться, и может в конечном счете стать полностью поднимаемым. Если по периметру стола раскладывались буквы, то наклон стола указывал на ту или иную букву - так собирались слова и предложения спиритических посланий.

55.  Телекинезом называют сдвигание (поднимание) объектов на расстоянии без физического контакта, т.е. только с помощью мысли или пассов рук. Телекинез является одной из разновидностей психокинеза.

56.  Телепатией называется передача мыслей на расстоянии.

57.  Телепортацией называется исчезновение материального объекта в одном месте и его появление в другом, при этом, как правило, преодолены "непреодолимые" преграды и расстояния.

58.  Аурой принято называть свечение (белое или цветное) вокруг тела человека или предмета. Свидетельские показания о световых аурах, окружающих святых людей и святые предметы, имеются во всех религиях, мифах и сказаниях. Так в христианстве Моисей спускался с горы Синай в облаке света, и принесённые им скрижали светились; Павел видел Иисуса Христа в светящемся теле; все явления Марии окружены облаком света; все святые имели святящееся излучения вокруг головы и т.д. В средневековом христианстве различались четыре различных типа человеческой ауры: нимб (Nimbus), гало (Halo), ауреола (Aureola) и глория (Glory). Первые два - нимб и гало - исходят от головы, ауреола - от всего тела, а глория - комбинация всех излучений. Ясновидцы часто имеют способности видеть человеческую ауру. По цвету ауры можно сделать выводы относительно эмоционального состояния человека. Показания ясновидящих сходятся в следующих толкованиях основных цветов ауры: красный означает гнев, грязную страсть и чувственность, коричневый - жадность, розовый - любовная привязанность, желтый - высокая интеллектуальность, фиолетовый - духовность, синий - религиозность, зеленый - обман и ревность, чёрный - смерть. Хотя всеми специалистами по ауре признаётся, что могут быть оттенки основных цветов, которые будут означать совсем другие эмоции и мысли. Наиболее важным научным исследованием ауры до сих пор считаются труды доктора Вальтера Кильнера (Walter J. Kilner, 1847-1920), который работал в лондонском госпитале Святого Фомы. В своей книге "The Human Atmosphere" (человеческая атмосфера), изданной в 1911 г., Кильнер описывает приспособление, с помощью которого он мог рассматривать ауру своих пациентов. Данное приспособление представляло собой два герметично склеенных прозрачных стекла, между которыми заливался дицианиновый (dicyanin) раствор. Рассматривая через этот "дицианиновый экран" (dicyanin screen) полностью раздетого человека, при тусклом свете и на чёрном фоне, Кильнеру удавалось рассмотреть ауру этого человека. Кильнер пишет, что на полдюйма от поверхности кожи по всему телу видно некое плотное скопление (которое он назвал эфирным двойником), а на три-четыре дюйма от поверхности тела исходит сама аура, которая в общем виде имеет яйцевидную форму. Из кончиков пальцев рук и ног наблюдается удлинённые потоки ауры. В ходе многочисленных экспериментов Кильнер установил следующее: положительный электромагнит увеличивает ауру, а отрицательный - уменьшает (до полного исчезновения); различные химикалии могут влиять на ауру; гипноз также влияет на ауру; при болезни человека изменяется как форма, так и цвет его ауры, с локальным потемнением; мысленная деятельность влияет на цвет ауры; с наступлением смерти аура уменьшается, и полностью исчезает после смерти; на собственную ауру можно влиять усилием собственной воли; ауры людей взаимодействуют, смешиваясь друг с другом; при смешении аур может произойти или потухание аур, или их интенсивное возгорание. Работы Кильнера во многом согласуются с ранними исследователями ауры Карла фон Райхенбаха (Karl von Reichenbach, 1788-1869). Исследования Кильнера продолжили и подтвердили на своей практике доктор Джонсон из Бруклина (Dr. Johnson of Brooklyn), доктор О'Доннелл из чикагской больницы милосердия (Dr. O'Donnell of the Chicago Mercy Hospital), доктор Драйсдэйл Андерсон из Западной Африки (Dr. Drysdale Anderson in West Africa).

59.  Автоматической речью называют непроизвольную (спонтанную, безвольную) работу голосовых связок, в ходе которой из человека выходит речь (связная или несвязная), о которой он не имеет понятия. Часто автоматическая речь может проходить на не знакомом языке (см. ксеноглоссис). Автоматическая речь может проходить как при трансе, так и при полном сознании. Автоматическая речь в трансе используется медиумами на спиритических сеансах для передачи сообщений духов умерших людей. Автоматическая речь при полном сознании замещённого субъекта часто используется для оглашений посланий (иногда публичных) из потустороннего мира.

60.  Экстрасенсорная стоматология - один из видов целительства, в ходе которого излечиваются зубы паранормальным способом, вплоть до пломбирования драгметаллами. Впервые феномен экстрасенсорной стоматологии применял американский странствующий священник евангелической церкви Мак-Кабе (A.C. McCabe) в середине прошлого века в США. Но наибольшую известность этот вид целительства получил благодаря целительской деятельности другого проповедника евангелической церкви по имени Виллард Фуллер (Willard Fuller, 1915-?), который однажды посетил сеанс-проповедь Мак-Кабе, и после которой Фуллер получил благословение от Мак-Кабе на экстрасенсорную стоматологию. Начиная с 1960 года Фуллер излечил таким способом несколько тысяч пациентов. Фуллер демонстрировал свои способности перед журналистами, стоматологами, учёными. Никто не мог объяснить, как кариозная пломба заполнялась металлом (серебром или золотом) на глазах наблюдающих стоматологов и учёных. Но, как говорит Фуллер, некоторые зубные заболевания не могут им излечится мгновенно, и требуют нескольких дней, а то и недель. Продолжателем Фуллера стал другой его коллега-священник Пауль Эш (Paul Esch). Начиная с 1967 года Эш ездит по США, и проводит сеансы целительства вкупе со словом Божьим, которое он сопровождает игрой на гитаре и песнями.

61.  Феномен электронного голоса впервые обнаружен в 1959 г. немецким доктором Фридрихом Юргенсом (Friedrich Jürgenson, 1903-1987), и получил поддержку и развитие благодаря работам Константина Раудива (Konstantin Raudive, 1909-1974). Данный феномен состоит в записи потусторонних голосов на магнитную плёнку обыкновенного магнитофона, снабжённого простым диодным усилителем. Позже, а именно 6 апреля 1982, американским инженером-конструктором Джорджем Миком (George W. Meek) было провозглашено об изобретении прибора "Спириком" (SPIRICOM), который превосходит по своим возможностям метод Юргенсона-Раудива. Особенностью "Спирикома" является использование не только чисто механических и электронных законов физики, в данном случае модуляции звуковых сигналов от высокочастотных электромагнитных сигналов, но ещё и непризнанной классической наукой психической энергии (psychic energies), которая берётся от оператора, управляющего "Спирикомом". Джордж Мик открыто обнародовал все чертежи своего "Спирикома" в журнале New Realities (vol. 4, No. 6), и публично отказался от патентирования своего изобретения с целью более быстрого развития этой области инструментальной транскоммуникации. По описанию Джорджа Мика его прибор состоит из трёх компонентов: 1) приемопередатчик, работающий в диапазоне на 30-130 МГц; 2) специальная комбинация 13 звуковых частот от 21 до 701 Гц; 3) вход энергии от оператора, который должен иметь развитые психические способности, вовлекая свою психическую энергию в работу прибора. Данный прибор был разработан в сотрудничестве с фондом "MetaScience Foundation Inc" в г. Франклин, Северная Каролина. Джордж Мик приглашает к сотрудничеству по дальнейшему совершенствованию "Спирикома", и ждёт писем по следующему адресу: MetaScience Foundation Inc., P.O. Box 747, Franklin, North Carolina 28734

62.  Несгораемость в огне и даже неполучение ожогов есть паранормальный иммунитет против огня. Это явление есть один из самых загадочных феноменов, который известен с глубокой древности. Одним из древнейших описаний огненного иммунитета можно считать случай, описанный в третьей главе книги пророка Даниила, когда сыны Божьи - Седрах, Мисах и Авденаго - ходили в огненной печи, устроенной Навуходоносором, и "не было им вреда". В средневековой истории запечатлено много случаев огненного иммунитета. К примеру, св. Франциск из Паулы (1508 г.) держал в руках раскалённые угли без всякого ожога, и говорил изумленным свидетелям, что "все существа повинуются тем, кто служит Богу с чистым сердцем". Екатерина Сиенская во время молитвы перед очагом вошла в молитвенный транс, и опрокинулась лицом в пламень; когда её вытащили из пылающего очага, то на её лице не было обнаружено ни единого ожога. Франциск Ассизский читал молитву, и безболезненно для себя делал крещение на раскалённом железе. Феномен огненного иммунитета широко известен среди индийских факиров, которые демонстрируют этот феномен путем хождения по раскалённым углям. Данный феномен хождения по раскалённым углям исследовали и европейцы (к примеру, исследования Гарри Прайса (Harry Price) в 1935 г.). В некоторых случаях европейцы сами безболезненно проходили по углям под надзором местного индийского факира. Кроме того, в Англии и США были широко известны некоторые медиумы, которые демонстрировали огненный иммунитет, безболезненно брав в руки раскалённые угли или погружая свои конечности в огонь.

63.  К люминесцентным феноменам относят все паранормальные явления, имеющие светящийся характер. К примеру, блуждающие холодные огни, проходящие через деревья без повреждения последних; святящееся сгустки материи различной формы (яйцеобразные, звездообразные, вытянутые), которые могли проявить некоторые из медиумов-оккультистов (D.D.Home и Stainton Moses). Сэр Уильям Крукес [William Crookes] в своей книге "Researches in the Phenomena of Spiritualism" (Исследования явлений спиритизма, 1874), так описывает люминесцентные феномены, которые демонстрировал медиум Д.Д.Хоум: "Я видел твердое люминесцентное тело, с размером и формой яйца индейки, которое бесшумно плавало по комнате; оно поднялось выше, чем любой из присутствующих людей, а затем мягко спустилось к самому полу. Оно было видимо в течение больше чем десяти минут, и прежде чем оно исчезло, оно ударило о стол три раза со звуком, подобным некоему тяжёлому твердому телу. В это время сэр Хоум лежал в мягком кресле в бессознательном состоянии". К люминесцентным феноменам относят также холодное пламя, которое не обжигает людей. После опытов с тем же оккультистом-медиумом Д.Д.Хоумом, в одном заявлении перед Лондонским Диалектическим Обществом, мастер Линдсей (Lindsay) говорит следующее: "Я видел на моем колене пламя огня, приблизительно девять дюймов [22 см] высотой; я провёл моей рукой через это пламя, но оно продолжало гореть выше и ниже руки. Сэр Хоум, находящийся на своей кровати, и я, смотрели на это пламя, и все видели, что глаза сэра Хоума пылали светом. Это имело самое неприятное впечатление... Пламя, которое безболезненно горело на мне, оставило меня, и пересекло комнату на высоте приблизительно четырёх футов [1,2 м] от пола, и достигло занавесок кровати сэра Хоума; это пламя свободно прошло через все преграды, и подошло к его голове, а затем исчезло". Много подобных люминесцентных явлений было зарегистрировано в присутствии другого оккультиста-медиума Стэйнтона Мозеса.

64.  Паранормальная музыка воспроизводится из ниоткуда. Она может быть слышна как несколькими лицами, так и большим количеством людей. К примеру, во времена преследования Гугенотов во Франции, слышание музыки из невидимых источников стало широко распространенным явлением. В письме Пиерра Жюрие (Pierre Jurieu) от 1689 г. упомянуто много таких случаев с названиями мест и имён свидетелей. Были слышны день и ночь, и во многих местах, звуки труб, как будто армия собиралась в поход, пение псалмов, исполнявшихся многоголосыми партиями, сопровождаемыми множеством музыкальных инструментов. В то же время, после того как церковь в городке Orthez была разрушена королевскими гвардейцами, не было человека в этом городке, который бы не слышал церковную музыку, обычно между восемь и девять вечера, которая звучала из ниоткуда. Масштаб этого паранормального явления был слишком обширен, чтобы быть приписанным единичным галлюцинациям. В значительной степени под влиянием этой паранормальной церковной музыки поднялись на восстание против Луи XIV город Orthez, а также соседние гугенотские города Cavalier, Roland и Marion. К единичным, не массовым проявлениям можно отнести слышание паранормальной музыки у смертного одра. В энциклопедии приводится много таких примеров. Интересный случай описан в английском журнале Общества Психических Исследований (vol. 4, p. 181). Паранормальную музыку слышали около кровати больного ревматической лихорадкой Джона Бритона (John Britton), который был глухонемой. Когда он немного поправился, чтобы быть в состоянии объясняться руками, он сказал, что он слышал красивую музыку. Другим видом паранормальной музыки считается музыка, которая слышна в присутствии некоторых медиумов. Приводится много описаний свидетельств таких проявлений, вызванных различными медиумами. В лучших случаях идёт речь о великолепной, доселе неизвестной, красивой музыке, которая напоминает многоголосый ангельский хор или/и большой симфонический оркестр, который играет на неведомых, волшебных инструментах.

65.  В данном случае идёт речь о широко известном феномене (как подразделение или телепатии, или ясновидения), когда некий медиум отгадывает содержание записки некоего человека, который что-то (чаще всего имя близкого человека) написал в тайне от медиума на бумажке, свернул её, к примеру, в комочек, или положил в конверт, запечатал, положил в сторону, и ожидает отгадки от медиума. Такими феноменами стал широко известен в прошлом веке американский медиум по имени Чарльз Фостер (Charles H. Foster).

66.  Запахи, которые появляются без видимого источника, т.е. из ниоткуда, называются паранормальными запахами. Такие запахи могут окружать человека или предмет. Эти запахи могут быстро появляться и пропадать. Они могут быть приятными или отвратительными. Они могут иметь самые разные характеристики - цветочные, фруктовые, мускусные, кадильные, сандалового дерева и мн. др. Явление паранормальных запахов известно с древних времён. Известно много описаний святых людей, которым сопутствовали паранормальные запахи. К примеру, по описаниям современников, святого Франциска Ассизского постоянно сопровождал запах мускуса (который напоминает запах свежее постиранной хлопчатобумажной ткани, высушенного на горном морозном воздухе). Паранормальные запахи могут вызвать медиумы на спиритических сеансах. Интересным свойством таких паранормальных запахов является их строгая локализация, т.е. нераспространение запаха (якобы газа), что противоречит известным законам термодинамики. К примеру Юдж Эдмондс (Judge Edmonds) в своей книге по спиритизму особенно обращает внимание на присутствие аромата, который не распространялся по комнате. Он описывает паранормальный запах, который он нюхал во время одного спиритического сеанса, как похожий на цветочный, но ограниченный в пространстве: "Я должен описать то, что я наблюдал как душистая зона или пояс, совершенно определенный и не больше, чем несколько футов в широте. В пределах этой зоны температура воздуха была прохладна, и имела сильный аромат. А вне этой зоны воздух был более теплее, и никакого следа запахов не было заметно. Вопрос о галлюцинации не возникал, т.к. аромат зоны был слишком силен. И границы зоны были весьма ясно отмечены мною, т.к. было невозможно не заметить границы зоны теплого воздуха комнаты по отношению к прохладному ароматному воздуху этой зоны".

67.  Спиритические отпечатки могут быть разделены на две группы: 1) отпечатки на любых мягких, деформируемых поверхностях (песок, снег, мука, воск, пластилин), а также химическое осаждение (или концентрация) некоего материала на плоскости (чернила на бумаге и т.п.); 2) паранормальные парафиновые отпечатки кистей рук (paranormal molds). Первый вид отпечатков регистрируется как на спиритических сеансах, так и в природе. В основном встречаются отпечатки кистей рук, ног (следы), лиц (маска). Второй вид спиритических отпечатков получают исключительно на спиритических сеансах. Если сначала в жидкий парафин опустить кисть руки, а затем в холодную воду, то на руке останется застывший тонкий парафиновый слой. Если эту процедуру повторить несколько раз, то можно создать парафиновую копию кисти своей руки. В конце процедуры нужно аккуратно вынуть руку из застывшего парафинового макета (это получиться только в том случае, если пальцы руки были в распрямлённом состоянии). Спиритические парафиновые отпечатки получаются таким же образом. Самое феноменальное, что формы кистей рук получаются самые разные - пальцы могут быть согнуты таким образом, что для нормальной руки не будут никакой возможности вытащить её из застывшего парафинового макета. Кроме того, спиритические парафиновые отливки получаются гораздо быстрее, тоньше по структуре, длиннее по форме (до середины локтевого сустава). Первые парафиновые спиритические отливки были получены профессором Уильямом Дентоном (William Denton) в 1875 в Бостоне с медиумом Мэри Харди (Mary M. Hardy), которая демонстрировала эти опыты на большой публике. Опыты по получению парафиновых спиритических отпечатков проводились много раз, в разных странах, в разном кругу наблюдателей, и в том числе научных. Было установлено, что получение тонких и сложных парафиновых форм кистей рук невозможно обычным путём. Была подмечена также характерная особенность во всех таких опытах, что форма спиритических отливков очень схожа с формой руки медиумов, в присутствии которых проводились такие эксперименты, хотя абсолютно точно установлено, что физические руки медиумов не касались парафинового раствора.

68.  Телефонные звонки от умерших людей называются паранормальными телефонными звонками. Впервые этот вопрос был затронут Скоттом Рого (Scott Rogo) и Раймондом Бэйлессом (Raymond Bayless) в их книге "Phone Calls From the Dead" ("Телефонные звонки от мертвых", Prentice-Hall, 1979). В многочисленных описываемых случаях речь идёт о телефонных звонках, которые принимаются родственниками и знакомыми уже умерших людей, или людей находящихся в коматозном состоянии. Все очевидцы этого паранормального явления утверждают, что они слышат точный голос своих уже умерших родственников или друзей. Попытка авторов этой книги Рого и Бэйлесса выяснить, слышат ли очевидцы действительные физические звуковые колебания телефонного динамика трубки, или они слышат якобы телефонные звуки своим внутренним (тонким) ухом, не увенчались успехом.

69.  Слово "трансфигурация" в переводе с латинского значит преображение. Явление трансфигурации известно с давних времён. Самый известный случай трансфигурации описан в евангелии от Марка в 9 главе (строфы 2-9), когда Иисус Христос показал Петру, Иакову и Иоанну своё преображение, по-латински - transfiguration. Паранормальная трансфигурация подразумевает под собой изменения собственного облика, которые показывают медиумы на спиритических сеансах. Может меняться как лицо, так и всё тело. Данные преображения могут быть самые различные (разный возраст, пол, род занятий (определяемый по одежде или по головному убору)) и довольно быстрые (несколько трансфигураций в течении нескольких минут).

70.  Паранормальный ветер описывают участники спиритических сеансов, в ходе которых они испытывают порывы холодного воздуха. По одним источникам, паранормальный ветер есть лишь субъективные чувства свидетелей (участников спиритического кружка), а не фактическое охлаждение и перемещение воздуха квартиры, где происходит спиритический сеанс. Данные выводы сделаны после развешивания по комнате листов бумаги, которые при паранормальном ветре оставались в недвижимости. Имеются также и другие показания, которые говорят, что паранормальный ветер сопровождается действительными перемещениями масс охлаждённого воздуха, которые приводили в движение свободные полы одежды участников спиритических заседаний. Вопрос остаётся открытым.