"...если мы сравним действие лекарств, принятых благожелательно или с отвращением, то разница будет поразительна. Даже самые сильные средства могут произвести почти обратное следствие, если они будут сопровождены соответствующим внушением. Можно написать значительную книгу об относительности материальных воздействий. Можно из разных областей собрать факты, которые свидетельствуют, что материальная сторона будет наименьшей среди решающих факторов. Так нужно шаг за шагом следить за движением Агни..."

Мир Огненный 1, п. 297.

Определение: плацебо-эффектом называют физиологические изменения и нетипичные процессы в организме человека под влиянием внушения или самовнушения, вызванного внешним фактором. 
        Если говорить о медицине, то под плацебо-эффектом понимается положительные изменения здоровья больного после приёма безобидных заменителей медикаментов или каких-то процедур. При этом главным условием является твёрдое убеждение пациента, что он получает настоящее лекарство или настоящую лечебную процедуру, т.е. человек должен поверить в действенность процедуры.

Глава 1
Плацебо-медикаменты

Плацебо-медикаменты - точная копия настоящих медикаментов

Плацебо-медикаменты представляют собой порошок из молочного сахара и поваренной соли. Если речь идёт о таблетках, то порошок прессуется в форму того препарата, который он должен заменить. При этом плацебо-таблетка покрывается обыкновенным пищевым красителем, по цвету одинаковым с настоящим препаратом. Для создания полного эффекта замены, упаковка также полностью эмитируется в соответствии с настоящим лекарством. Если речь идёт о каплях или ампулах, то плацебо-порошок просто растворяется в стерильной воде, и заливается в эмитируемые емкости.

История происхождения слова "плацебо"

История происхождения слова "плацебо" очень поучительна в смысле изменения значения слова в ходе веков. Плацебо (placebo) имеет латинские корни, что в переводе значит "понравлюсь". Этим словом начинается 9 строфа 116 псалма латинского псалтыря: "Placebo domino in regione vivorum...", что в синодальном переводе на русский язык очень приблизительно переведено как: "Буду ходить пред лицеем Господним на земле живых…" (Ветхий Завет, псалтырь, псалом 114, строфа 9). Этот псалом распевался в средние века в католической Европе при похоронах. Сначала мессы распевали родственники умершего, а позже, начиная с XIV века, стали привлекать наёмных певчих. А так как наёмные певчие часто фальшивили, а также тот факт, что все мессы начинались именно девятой строкой сто шестнадцатого латинского псалма, т.е. со слова "placebo", то словом "плацебо" стали называть сначала фальшивых певчих, а потом и всё, что связанно с подделкой.

Новое, современное значение слова "плацебо" как заменителя лекарств можно встретить в английском медицинском справочнике, изданным в 1811 году. До середины XX века исследования плацебо-эффекта носили разрозненный, бессистемный характер. И только в прошлом веке учёные принялись за серьёзное изучение этого феномена. В 1945 году американец Пери Пепер (Perry Pepper) опубликовал небольшую статью "A note on the placebo" (англ. - "Записки о плацебо"), и при этом пожаловался, что нигде не нашёл работ по этому феномену. Короткая журнальная статья Пери Пепера вызвала огромный интерес в научных кругах США, что выразилось в целой конференции (Cornell, 1946) под названием "The Use of Placebos in Therapy" (англ. - "Применение плацебо в терапии"). С тех пор исследования в этой области проходят во всех цивилизованных странах, и на сегодняшний день привлекают к себе всё новых и новых исследователей.

Несмотря на то, что в настоящее время плацебо-эффект активно исследуется западной университетской медициной, материально-ориентированные врачи не могут объяснить природу плацебо-эффекта. Но, тем не менее, все честные врачи-исследователи признают власть духа над телом, ибо всё новые и новые опыты по плацебо-эффекту показывают мощь "чудодейственной" внутренней энергии человеческого организма, вызываемой духом человека.

Западная медицина хоть и не может найти логическое объяснение плацебо-эффекту, но она пытается извлечь из знания этого феномена практическую пользу в деле лечения людей. В последние годы интерес к плацебо-эффекту со стороны официальной науки сильно возрос, что выразилось в проведении в Евросоюзе (2002 г.) и Америке (1994 г.) крупных конференций, посвящённых специально плацебо-эффекту.

В сегодняшней западной медицине знания плацебо-эффекта широко применяется, прежде всего, в испытании новых лекарственных препаратов. На одной из стадий разработок проводится сравнивание лечебного влияния испытуемого препарата с плацебо-препаратом при обоюдно слепом эксперименте, т.е. когда ни врачи, ни пациенты не знают, что проводится опыт с применением плацебо. Если новый препарат показывает сравнительно одинаковые характеристики по отношению к плацебо, то такой препарат не допускается на рынок медикаментов. Начиная с 1995 года такой тест введён в центральном бюро Евросоюза по допуску новых лекарств EMEA (European Medicines Evaluation Agency).

Ниже приводятся наиболее интересные исследования из недалёкого прошлого и настоящего времени.

Положительное действия плацебо-эффекта
 

"Почему физические ощущения поддаются психическому воздействию? Придем к заключению, что одна стихия является решающим фактором - Огонь, пронизывающий как психические, так и физические области".

Мир Огненный 2, п. 40.

Плацебо и рак

Классическим примером 60-х годов стал случай с больным раком мистером Райтом (Mr. Wright), о котором американская общественность узнала в 1957 году из сообщения одного врача по имени Бруно Клопфер (Bruno Klopfer). Драматический случай Райта развивался следующим образом. Райт попал в больницу уже тогда, тогда рак лимфатической системы был на последней стадии развития. Врачам после осмотра Райта стало ясно, что он безнадёжен.

В то время в клинике, в которую попал Райт, проводились исследования нового противоракового препарата Krebiozen. В американских средствах массовой информации активно проводилась рекламная компания этого противоракового средства. Но практические исследования показывали, что препарат Krebiozen очень слабо помогает излечивать рак. Несмотря на слабую действенность этого препарата, врачи, чтобы как-то облегчить страдания Райта, решили успокоить его, прописав ему этот новый препарат Krebiozen, сказав, что это новое средство сильно действует против рака.

На удивление врачей Райт стал поправляться, набирать вес и готовится к выписке из больницы. По несчастью, в руки Райту попала газета, в которой сообщалось, что согласно проведённым клиническим испытаниям нового противоракового средства под названием Krebiozen, этот препарат оказался мало действенным. Когда Райт прочитал этот репортаж, он потерял веру в принимаемое лекарство. В результате положение Райта стало снова катастрофически ухудшаться - раковые опухоли росли с невероятной быстротой по всему телу.

Врачи поняли, что истинной причиной выздоровления Райта была самовнушение и вера в выздоровление. Чтобы вернуть веру Райта, состояние которого ухудшалось с каждым днём, врачи решили пойти на необычайный трюк. Они сообщили Райту, что изобретено новое инъекционное средство против рака, и что они попробуют его выписать специально для него. Через непродолжительное время врачи сообщают Райту, что с большими трудностями удалось достать новые ампулы. При этом врачи показали Райту плацебо-ампулы (в которых находилась простая стерилизованная вода, о чём, естественно, Райт не подозревал). Таким образом, было сделано всё, чтобы Райт поверил в действенность нового "лекарства". После первых инъекций нового "чудодейственного" препарата он стал снова поправляться.

Каким-то образом газетчикам стал известен трюк врачей с плацебо-ампулами. Они раструбили на весь мир о чуде, произошедшим с мистером Райтом. И снова несчастным образом газета с таким репортажем попадает в руки к Райту. После её прочтения Райт скончался через несколько дней.

Плацебо и синдром Паркинсона

Одним из наиболее известных исследований последнего времени стала работа итальянского врача Фабрицио Бенедети (Fabrizio Benedetti ). Он опубликовал в журнале "Nature Neuroscience" (номер 7 от 1 июля 2004 г., стр. 587 - 588) результаты исследования плацебо-эффекта на пациентах, больных синдромом Паркинсона. В ходе лечения он вкалывал в мозг пациентов вместо привычного для пациентов препарата, вводящего в мозг пациентов клетки допамина (dopamin), простой раствор поваренной соли. После введения этого плацебо-препарата наблюдалась такая же реакция пациентов, как и после настоящего лекарства - проходила типичная для этой болезни трясучка. Единственным отличием была меньшая продолжительность действия плацебо-препарата по отношению к настоящему медикаменту. Фабрицио Бенедети экспериментально доказал, что под влиянием непроизвольного самовнушения, возникающего при введении псевдомедикамента, в мозгу пациентов возникали клетки допамина, которых не хватает пациентам, больных синдромом Паркинсона.

Похожее исследование провела американский врач Синтия Макрай (Cynthia McRae) из университетской клиники города Денвера. Она провела 40 операций по имплантации в мозг больным синдром Паркинсона эмбриональных клеток, которые должны были производить допамин. В двадцати случаях из этих сорока была проведена плацебо-операция: произвелось только сверление черепной коробки, без вживления имплантанта. В результате общих 40 операций, половина из которых были псевдооперациями, 30 пациентов были излечены. Из этих 30 вылечившихся больных 12 человек были из группы, в которой действительно вживлялись имплантанты, а 18 человек были из группы, в которой проводилась плацебо-операция. Учённые не могут интерпретировать эти поразительные результаты.

Плацебо и нервно-мышечная система

В прошлом веке благодаря находчивости американского врача-анестезиолога Генри Бичера (Henry Beecher), который работал в полевом госпитале на итальянском фронте во время Второй Мировой Войны, учёный мир узнал о новой, удивительной стороне плацебо-эффекта. После одного жестокого боя в госпиталь поступило много раненых. У Генри закончился морфин для обезболивания. Чтобы как-то успокоить жестоко страдающих раненых на операционном столе он вкалывает им в качестве обезболивающего средства простой солевой раствор и… о чудо!.. это подействовало. Так Генри Бичер открыл плацебо-эффект, который он исследовал до конца своей жизни.

После войны, в 1955 году, он издал в американском журнале "Journal of the American Medical Association" первую обширную статью, посвящённую плацебо-эффекту, которая называлась "The Powerful Placebo" ("мощь плацебо" - англ.), которая стала на сегодня классикой по плацебо-эффекту. Эта работа описывала пятнадцать различных исследований плацебо-эффекта, проведённых лично Бичером, а также другими врачами с 1933 по 1954 гг. В частности, исследовалось влияние плацебо-эффекта при головных болях, кашле, тошноте, послеоперационных болях. Генри Бичер утверждает, что из 1082 пациентов, охваченных этими исследованиями, 35 процентов подвержены влиянию плацебо-эффекта, в не зависимости от пола, возраста или типа характера.

Другое современное исследование, проведённое врачами Гамбургской университетской клиники Hamburg-Eppendorf Ульрике Бингель (Ulrike Bingel) и Христианом Бюхелем (Christian Büchel), также показывает, что плацебо-эффект может действовать на уровне процессов нервно-мышечной системы. Эксперимент заключался в следующем.Исследование плацебо-эффекта врачами Гамбургской университетской клиники Hamburg-Eppendorf

Ряду добровольцев сообщалось, что необходимо провести испытание новой мази, которая имеет сильное анестезиологическое, т.е. противоболевое влияние. На самом деле бралась безобидная смесь белого цвета, которая разливалась по двум разным ёмкостям. Из первой ёмкости (с надписью нового противоболевого средства) мазалась тыльная сторона ладони одной руки, из второй ёмкости (с надписью контрольного средства) мазалась другая рука. Испытуемые помещались в томограф, где контролировалась работа мозга добровольцев. Затем с помощью одинаковых излучений одного и того же лазера вызывались болевые ощущения в местах, помазанных мазью. Сначала на одной руке, потом на другой. Испытуемый подавал знак об интенсивности болевых ощущений.

Анализ данных показал, что плацебо-эффект действует также и при применении псевдомазей. Пациенты действительно ощущали меньше боли на той руке, где якобы была нанесена "противоболевая" мазь. Анализ сканирования мозга добровольцев подтвердил, что их ощущения были реальными, т.к. при раздражении лазером руки с плацебо-мазью томограф не фиксировал болевых импульсов на корке головного мозга, что имело место на руке с "контрольной" мазью.

Плацебо и ревматизм

В 1977 году немецкая фармацевтическая фирма "Geige AG" выпустила на рынок ФРГ новое антиревматическое средство под названием Voltaren. После того как оно было испытанно на 345 человеках, больных ревматизмов, 82 процента из них сообщили об улучшении состояния. После того как было проведено такое же исследование, но с применением плацебо, то успех нового средства сократился ровно вдвое, и оказался по процентному соотношению почти таким же, как и при плацебо-препаратах. В результате скандала новое средство не было допущено к массовому применению.

Плацебо и желудочные спайки

Исследования плацебо-эффекта при спаечных операциях проводится голландским хирургом Дингеманом Сванком (Dingeman Swank)

В 2004 году голландский хирург Дингеман Сванк (Dingeman Swank) провёл исследования плацебо-эффекта в области желудочных спаек. Он исследовал 200 больных, которые страдали сильными желудочными болями в результате спаечной болезни. Спайки желудка удаляются хирургическим вмешательством путём рассечения фиброзных спаек. Дингеман Сванк как руководитель проекта решил провести обоюдно слепое исследование, которые бы полностью гарантировало отсутствие влияния со стороны врачей-хирургов и врачей-терапевтов на пациентов. С этой целью никто из лечащих врачей, принимавших участие в эксперименте, не знал, разрезались ли спайки пациенту, или нет. На хирургическом столе, после раскрытия брюшной полости, ассистентами хирурга вытягивался конверт из стопки таких же одинаковых конвертов, в котором сообщалось, рассекать спайки или нет. В стопке конвертов содержалось одинаковое количество как положительных, так и отрицательных решений. В конечном итоге, количество настоящих операций и плацебо-операций были почти одинаковы.

После операции никто из терапевтов, наблюдавших послеоперационных больных, не знал, была ли проведена настоящая операция или плацебо-операция. Пациенты наблюдались в течении года, после чего были подведены итоги. Результаты приведены в таблице, рядом с этим текстом. Из этой таблицы видно, что результаты поразительны - оперированные и псевдооперированные пациенты чувствовали себя сравнительно одинаково.

Предварительное резюме

Как видно из выше приведённых исследований, плацебо-эффект действует в самых различных областях человеческого тела. Этот факт говорит о том, что скрытые силы организма (агни-йоговцы назовут их внутренним Агни), вызываемые самовнушением человека, абсолютно универсальны - эти скрытые от современной науки силы могут бороться с раком и ревматизмом, болью и фиброзными спайками, они могут мобилизовать организм на производство мозговых клеток допамина. Отсюда можно вывести первое свойство внутренней энергии организма:

1) Внутренний Агни носит универсальный характер действия на организм.


Нейтрализационное действие плацебо-эффекта
 

Плацебо-эффект наблюдается также в случаях по нейтрализации влияний медикаментов, и даже обратного действия. К примеру, в 1970 году врач Томас Лупарело (Thomas Luparello) из Бруклинской клиники Нью-Йорка, провёл следующий эксперимент. В опыте участвовало 40 пациентов, больных астмой. При лечении этого заболевания больным ингалировалось лекарство изопретеренол, которое расширяюще действовало на бронхи. В арсенале врачей было также и другое средство - карбахол, которое оказывает противоположное влияние на бронхи - сужающее.

Томас Лупарело ингалировал пациентам как то, так и другое лекарство, после чего на приборах проводил замеры потока дыхания и объём лёгких. При ингаляции в первой серии опытов Томас Лупарело говорил пациентам, какие лекарства им дают, т.е. пациенты знали о расширяющем влиянии изопретеренола, если им давали изопретеренол, или о сужающем влиянии карбахола, если им давали карбахол. Во второй серии опытов пациентам не говорилось, что им дают - изопретеренол или карбахол. Из сравнения результатов этих двух серий было установлено, что при знании влияния лекарства пациенты лучше реагировали на принимаемые препараты, чем в тех случаях, когда они не знали о том, что ожидать от принимаемых препаратов.

Следующая серия опытов, которую провёл Томас Лупарело, значительно расширяют представление о характере действия плацебо-эффекта. В следующей, третьей серии опытов с больными астмой Томас Лупарело давал одним пациентам изопретеренол, а говорил, что давал карбахол. Проводились замеры. Другим пациентам наоборот давался карбахол, а говорилось, что даётся изопретеренол. И снова проводились замеры. Результаты оказались поразительны - пациенты не только полностью нейтрализовали влияние принимаемого медикамента, а показали даже противоположные данные, которые вызывают вышеназванные препараты, т.е. сужение бронхов при приёме изопретеренола, и расширение при приёме карбахола.Плацебо-эффект в кожных раздражениях под влиянием лакового дерева Urushi. Исследование японских врачей Юджиро Икеми и Шунджи Накагава

Подобный нейтрализационный эффект установили также японские врачи Юджиро Икеми (Yujiro Ikemi) и Шунджи Накагава (Shunji Nakagawa). В Японии растёт так называемое лаковое дерево Urushi (латинское название - rhus vernicifera), листья которого вызывают у человека ярко выраженное раздражение кожного покрова, если к ним прикасаться.

Икеми и Накагава собрали вместе 57 учеников одной гимназии, и завязали им глаза. После этого они взяли ветки лакового дерева и безобидного каштана, и помазали этими ветками у всех учеников правую и левую кисть рук, соответственно. Затем они развязали всем глаза, и преднамеренно ввели их в заблуждение, сказав, что правая рука была помазана каштаном, а левая - лаковым деревом, т.е. противоположное, что они сделали на самом деле. Через несколько минут проявилось раздражение. При этом у половины учащихся оно оказалось на той руке, которая была объявлена как помазанная лаковым деревом, а в действительности каштаном. Таким образом, половина учащихся нейтрализовали раздражающее действие листьев лакового дерева на одной руке, и вызвали негативную реакцию - кожное раздражение - на другой руке. Последнее негативное явление называется ноцебо-эффектом.

Отрицательное действие плацебо-эффекта:
ноцебо-эффект

Наряду с положительным влиянием в организме можно вызвать также и отрицательные изменения. К примеру, если при плацебо-эксперименте пациенту прописывался плацебо-медикамент, при котором врач сообщал о возможных негативных осложнениях после приёма "лекарства", то сравнительно большая часть пациентов (до 80 процентов) жаловалась на осложнения, которые описал врач (не забудем, что речь идёт о безобидном сахарном порошке). Такой эффект получил название ноцебо-эффекта (nocebo).

В качестве яркого примера трагичности ноцебо-эффекта можно привести следующий случай. В кардиологическую клинику к одному американскому кардиологу по имени Бернард Лоуэн (Bernard Lown) поступила некая миссис S. с заболеванием, которое называется сужение трикуспидального клапана сердца, что у американских кардиологов коротко именуется как TS (tricuspid stenosis - TS; полное название - tricuspid valve stenosis). Данное заболевание излечивается хирургической операцией.

Во время обхода главного врача клиники, которого, по обычаю, сопровождают лечащие врачи и ассистенты, очередь дошла до миссис S. Как обычно между главным врачом и его сопровождающими, в числе которых был врач-кардиолог Бернард Лоуэн, развернулась дискуссия по поводу показаний пациентки. Естественно, всё это происходило на глазах миссис S., уши которой ловили каждое слово врачей. В конце дискуссии главный врач поставил окончательный диагноз, сказав, что у пациентки TS, имея в виду Tricuspid Stenosis (трикуспидальное сужение).

После обхода Бернард Лоуэн вернулся в палату своих пациентов, среди которых была и миссис S., и нашёл последнею в состоянии шока - она изливалась потом, артериальное давление подскочило, дыхание было коротким и частым. На вопрос Бернарда, что случилось, миссис S. ответила, что она знала, что ей не долго осталось жить. Врач спросил, почему она так решила. Та ответила, что главный врач при обходе сказал, что у неё TS, что значит terminal situation (англ. - конечная ситуация), то есть надежды на выздоровление нет.

Несмотря на возражения Бернарда Лоуэна и его попытки рассказать пациентке правду о правильной расшифровке аббревиатуры TS, миссис S. убежденно уверяла, что главный врач намеренно скрыл жестокую правду от неё, чтобы раньше времени не убивать её, и что все теперешние попытки Бернарда Лоуэна убедить её в обратном есть лишь его врачебный долг. Все многочисленные попытки медперсонала клиники переубедить миссис S. заканчивались неудачей. Она упорно уверяла, что ей не долго осталось жить. Состояние миссис S. катастрофически ухудшалось с каждым часом. В результате она умерла той же ночью.

Предварительное резюме

Случай с миссис S., которая не принимала ни лекарств, ни процедур, показывает, что влияние от приёма материальных внутриутробных лекарств (внутренний материальный фактор) или лечебных процедур (внешний материальный фактор) вторичны, и полностью зависят от самовнушения или от веры пациента в собственное выздоровление. Другими словами, в самом человеке скрыта энергия невероятной силы, которая приходит в движение под действием самовнушения. Кроме того, эта скрытая энергия может оказывать как благотворное влияние, так и разрушительное. Эта энергия может нейтрализовать яды (опыт японских врачей), и даже вызвать обратный эффект (опыт Лупарело). К выше приведённому первому свойству этой скрытой энергии можно добавить следующее три свойства:

2) Внутренний Агни приводится в действие независимо от внешних и внутренних материальных факторов. 
3) Внутренний Агни может оказывать благотворное, нейтрализационное и разрушающее действие на организм. 
4) Внутренний Агни может приводиться в действие посредством самовнушения.


Плацебо-эффект и суггестия
 

Суггестией называются процессы, при которых происходит осознанное или неосознанное внушение между двумя и более людьми.

Осознанное внушение

Широко известны опыты по влиянию гипнотизеров на человеческий организм. В данной статье нет смысла приводить конкретные примеры, т.к. каждый читатель знает такие случаи. Главное, нужно пробовать различать, идёт ли речь о плацебо-эффекте, вызванного самовнушением подопытного или действительной силой гипнотизера. О роли суггестии в лечении болезней говорится в следующей главе "Плацебо-эффект с точки зрения Живой Этики".

Неосознанное внушение

Доктор Уленхат (Uhlenhuth) проводил испытания нового транквилизатора (успокаивающего средства) в психиатрической клинике университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University). Новое средство должно было пройти сравнение с плацебо. Доктор Уленхат избрал группу больных, на которых должен был опробован новый препарат. Данную группу больных лечили два врача - А. и Б., которые работали посменно, и которые знали о проводимом эксперименте. После нескольких недель были подведены итоги, которые показывали, что новый транквилизатор лишь немного опережал по своему влиянию своего конкурента - безобидного плацебо.

Но после того как доктор Уленхат рассмотрел результаты влияния нового транквилизатора и плацебо в зависимости от того, кто давал эти препараты - врач А. или Б., то картина кардинально изменилась. В то время, когда больных обслуживал врач А., преимущество транквилизатора по отношению к плацебо было гораздо заметнее, чем тогда, когда пациентов лечил врач Б. При этом оба врача отличались исполнительностью предписаний, согласно которым они должны были одинаково обходится с больными как при выдачи настоящего транквилизатора, так и при выдачи плацебо.

И только после подробного разговора с обоими врачами, доктору Уленхату стало ясно, что врач А. в свой душе отдавал предпочтение настоящему транквилизатору, и не верил в действие плацебо; и наоборот, врач Б. не верил новому препарату. Таким образом, внутренние убеждения врачей передались "загадочным" образом пациентам, что было зафиксировано опытным путём, и оказало решающее влияние на ход апробации нового успокоительного средства.

Плацебо-эффект и условный рефлекс

Условный рефлекс Павлова распространятся также и на плацебо-эффект. Условными рефлексами Павлов называл связь с нервной системой (животного или человека) группы раздражителей, действующих извне, и проявляющихся лишь при том условии, что они предварительно сочетались в нервной системе с материальным раздражителем (пищей, током, звуками и т.д.).Условный рефлекс при плацебо-эффекте. Капсулы циклоспорина и безобидный напиток зелёного цвета

Следующий простой опыт, проведённый недавно немецкими исследователями, показывает связь плацебо-эффекта с условным рефлексом. Добровольцам предлагалось выпить две капсулы циклоспорина (Cyclosporin A). Данный препарат сильно снижает иммунную сопротивляемость организма (что используется, например, при адаптации больных с пересаженными органами). О том, что принимают добровольцы, им не говорилось. В эксперименте капсулы запивались безобидным напитком зелёного цвета со вкусом земляники. До и после приёма капсул у испытуемых бралась кровь на анализ содержания интерферона и интерлейкина, которые обуславливают состояние иммунной системы.

Через пять дней опыт повторялся в полной точности с предыдущим - та же комната, те же люди, тот же напиток зелёного цвета с тем же запахом земляники. Только вместо настоящих капсул циклоспорина на этот раз добровольцам давались плацебо-капсулы, которые выглядели точно также как и капсулы циклоспорина. И снова до и после приёма плацебо-капсул брались анализы крови.

Результаты анализа крови показали, что у добровольцев наблюдалось пониженное содержание интерферона и интерлейкина как после приёма настоящего циклоспорина, так и после его безобидного заменителя. Из этого следует вывод, что зелённый напиток (вкупе с окружающей обстановкой) послужил в качестве условного рефлекса для организма добровольцев.

Другой эксперимент, который провёл в восьмидесятых годах прошлого века английский врач Роберт Адер (Robert Ader) из университетской клиники города Рочестера (Rochester), также показывает связь плацебо-эффекта с условным рефлексом. Роберт Адер экспериментировал на лабораторных крысах. В начале эксперимента он давал подопытным грызунам препарат циклофосфамид, который ослабевает иммунную систему. Результаты действия этого препарата контролировался анализом крови подопытных крыс. Через некоторое время в ходе эксперимента к циклофосфамиду подмешивался сахарин, доля которого постепенно увеличивалась до ста процентов. Анализ крови показывал, что на конечной стадии эксперимента, т.е. когда крысы получали только сахарин, также наблюдалось уменьшение иммунных клеток как и при циклофосфамиде. Данный опыт говорит о том, что условным рефлексом послужил безобидный сахарин.

Предварительное резюме

Первое. Многие опыты, рассмотренные в предыдущих главах, говорят, что внутренний Агни может вызываться к действию самовнушением, т.е. осознанным психическим процессом. Опыты, приведённые в этой главе, показывают, что внутренний Агни можно мобилизовать также бессознательным способом, закрепив его к какому-нибудь условному рефлексу.

Второе. Факты из опыта Уленхата по неосознанному влиянию врачей А. и Б. на своих пациентов говорит о том, что внутреннее убеждение, потаённая мысль передаётся также на подсознательном уровне. Данный факт вообще представляет собой белое пятно в медицине, которая ничего не знает об энергетическо-информационном обмене, который постоянно происходит между контактирующими людьми, желают ли они того или нет. Несколько опытов в этом направлении сделал японский врач Хироши Мотояма, который доказал посредством замеров энергетики акупунктурных меридианов, что между людьми происходит постоянный неконтролируемый обмен Чи-энергией, текущей по меридианам, если они находятся на расстоянии даже в несколько метров (об опытах Хироши Мотоямы наша редакция будет рассказывать в последующих выпусках).

Не оборачиваясь на официальную медицину всё же нужно признать бессознательное внушение (бессознательную передачу мыслей) и ввести его в наш список свойств внутреннего Агни. Всё же агни-йоги знают, что по волнам тонкоматериального эфира (непризнанного официальной наукой, но от этого не перестающего существовать) передаются чувства, эмоции, мысли, которые могут восприниматься другими людьми, находящимся от "передатчиков" на разных расстояниях.

Третье. Опыт Роберта Адера с лабораторными крысами говорит также о том, что внутренний Агни присущ не только человеку, но и животным. Из данного предварительного резюме следуют следующие дополнения к свойствам внутреннего Агни:

5) Внутренний Агни может приводиться в действие на подсознательном уровне с помощью условного рефлекса. 
6) Внутренний Агни может приводиться в действие посредством осознанного внушения со стороны. 
7) Внутренний Агни может приводиться в действие посредством неосознанного внушения со стороны. 
8) Внутренний Агни присущ как людям, так и животным.


Плацебо-эффект с точки зрения Живой Этики
 

Причина подавляющего большинства болезней кроется в духовном состоянии человека. Духовно-моральные чувства и высокоэтические движения души определяют работу высших энергетических центров (чакр) астрального тела. Чакры в свою очередь (наряду с другими функциями) ткут коконообразную (яйцеобразную) заградительную сеть вокруг астрального тела, которое почти в точности повторяет контуры физического тела. Заградительная сеть препятствует проникновению в астральное тело болезнетворных флюидов (своего рода астральных бактерий), которые сплошь и рядом окружают нас в повседневной жизни.

При снижении морально-духовного уровня (если таковой имелся, или в возрасте после семи лет, когда развернулся врождённый запас Агни и дух полностью овладел телом), происходит затухание работы чакр, что приводит к прорывам заградительной сети. Через эти прорывы полчища астральных бактерий (болезнетворных флюидов) проникают внутрь астрального тела, и начинают его поедать в самом буквальном смысле этого слова. В местах прорывов заградительной сети, где началось заражение астрального тела, на ауре появляются пятна грязных цветов как верный признак болезни астрального тела.

Астральный план отличается от физического уровнем вибраций - там они тоньше, т.е. высокочастотней. Тонкие вибраций заражённого астрального тела передаются телу. Так начинается физическая болезнь, которая изучается сегодняшней медицинской наукой. Такова прямая зависимость физического тела от тонкого (астрального) тела.

Конечно, есть другой вид болезней (приобретённый), который порождается обратной связью - от физического тела к астральному. Если духовно здоровый человек длительное время находится в болезнетворной обстановке или употребляет нездоровую пищу, то происходит заражение его физического тела. Если запустить болезнь, то она передастся астральному телу, что пагубно скажется на духовно-моральном состоянии человека.

Как правило, в современной потребительской цивилизации, изобилующей местами с разлагающей материальной (автомобильные и производственные газы и т.д.) и моральной обстановкой (ночные заведения, массовые скопления курящих и пьющих людей, и т.п.), причиной болезней являются оба фактора - духовный и приобретённый. Но большинство болезней всё же имеет духовные корни, т.к. даже при неправильном образе жизни духовный человек рано или поздно повернётся к здоровому образу жизни - жизни без никотина, алкоголя, мяса (продуктов кровяного происхождения), ночных развлечений, посещения сомнительных публичных заведений и других массовых скоплений праздного народа, и прочих "удовольствиях", которые подтачивают астральное и физическое тела. И в свою очередь, бездуховный человек, который отказывается слушать зов своего сердца, будет как магнитом притягиваться к нездоровому образу жизни. Таким образом, наряду с болезнями астрального тела (порожденными его низким нравственным мышлением), он будет приобретать и болезни физического тела (порождёнными нездоровым образом жизни). Взаимное влияние тел даст быстрое разложение, что скажется на острых болезнях и/или ранней смерти.

Другими словами, корень большинства болезней кроется в духовном мире человека, что определяет здоровье астрального тела. Значит, лечение нужно начинать с астрального тела, которому присущи огненные энергии. Плацебо-эффект наглядно показывает силу и мощь этой энергии.

Каждый человек рождён с запасом энергии Агни, и начиная с семилетнего возраста от каждого из нас зависит, будет ли наш врождённый Агни увеличиваться, или он будет уменьшаться. Если человек ведёт добропорядочный образ жизни, стремится развить собственное сознание, будет работать не только во благо своё, но и бескорыстно трудится во имя общего блага, то его Агни будет расти и умножаться, тем самым, защищая своего носителя от всех болезней и напастей. Если же человек решит вести жизнь самолюбивого эгоиста, то светлый Агни постепенно покинет такого человека - и как результат физические болезни падут на голову духовного отступника. Это есть чистый, беспристрастный физиологический закон, который на протяжении последних тысячелетий внушается народам мировыми религиями в форме духовных заветов.

Главное качество энергии Агни - её подчинённость сознательному волевому приказу человека. Человек сам может вызвать к действию эту энергию. Поэтому изучение огненной энергии даст мощное оружие против болезней каждому изучающему свойства внутреннего Агни. Незнающий же может легко обратить Агни против себя же самого. Примеры из предыдущих глав живописно описывают трагичность таких людей.

Внутренний Агни порождает кристаллы психической энергии (универсальная сублимированная энергия Агни), которые оказывают энергетическое влияние на физический организм человека. Чем возвышенней и духовней человек, тем больше кристаллов психической энергии он имеет. А значит, тем легче ему будет справиться с неблагоприятными окружающими условиями, которые каждый день заражают тысячи и миллионы его менее духовных соплеменников. Кристаллы внутренней психической энергии помогут не только обезопаситься от внешнего заражения, но также могут и нейтрализовать уже занесённые в организм яды (к примеру, с питанием или дыханием) - кристаллы психической энергии просто растворят их в безобидные соединения, которые будут выведены из организма с продуктами отходов пищевой системы.

Кроме собственного волевого приказа энергия Агни может также передаваться со стороны - как на расстоянии, так и при наложении рук. Но отдающий должен обладать особо чистой огненной энергией. В противном случае произойдёт не лечение, а заражение. А так как чистая огненная энергия порождается только при высокоморальном образе жизни и высокоэтическом мышлении, то главным критерием для целителей является их образ жизни и сознания. Целительство есть великое бескорыстное самопожертвование. Это должен знать каждый целитель и каждый его пациент. Кто не соблюдает это правило, тот есть шарлатан, заражающий людей и окружающую обстановку. И долг каждого государства охранить людей от таких вампиров.

Огненная энергия, подчиняется приказам не только обладателя этого тела, но и приказам со стороны. Если врач знает это свойство внутреннего Агни, а также обладает прочными медицинскими знаниями и ведёт здоровый духовный образ жизни, т.е. обладает собственным чистым внутренним Агни, то он может лечить людей силой внушения (подробное описание данного процесса можно прочитать в 295-ом параграфе книги "Мир Огненный, часть первая").

О неосознанном влияний врачей на ход плацебо-экспериментов можно сказать следующее. Мысль есть проявление огненной энергии. Конденсированная огненная энергия есть психическая энергия. Наряду с осознанными посылками, психическая энергия может передаваться и самопроизвольным способом, при этом ни посылающий, ни принимающий не заметят этого. Таким образом, мысль как проявление психической энергии может передаваться неосознанно. При этом нужно, чтобы выполнялось условие привычности, т.е. мысленный поток должен течь в привычном направлении, что и наблюдалось в случае с врачами А. и Б. по отношению к их пациентам. Так потаённая мысль врачей оказала влияние на внутренний Агни пациентов.

По поводу опытов с лабораторными крысами, можно сказать, что внутренний Агни присущ не только животным и людям, но даже растениям и минералам. Всё дело в том, что в минералах огненная энергия менее подвижна (она находится в них в латентном состоянии), чем в животных и растениях, которые, в свою очередь, не могут произвольно контролировать свой Агни, т.к. не обладают сознанием. И только человек способен повелевать этой мощной энергией с помощью собственного сознания. Согласно оккультному знанию жизнью обладает каждый атом, в независимости от того, в какое мегаобразование он входит - в камень, цветок, крысу, человека или галактику. Агни присущ каждому атому проявленной (физической) материи. Жизнь присутствует везде, в каждой точке пространства бесконечной вселенной.

О связи плацебо-эффекта с условными рефлексами пока трудно вынести какое-либо суждение, т.к. в этой области накоплено слишком мало фактических данных. Поэтому пока воздержимся от суждений. Тем не менее, эта область очень интересна, и наша редакция постарается вернуться к ней в будущем.

Окончательное резюме

Сравнив фактические данные экспериментальной медицины с Учением Живой Этики, можно сформулировать следующие некоторые свойства внутреннего Агни:

1) Внутренний Агни носит универсальный характер действия на организм, что обусловливается универсальностью действий кристаллов психической энергии. 
2) Внутренний Агни приводится в действие независимо от внешних и внутренних материальных факторов, что говорит об иноматериальной (энергетической) природе Агни. 
3) Внутренний Агни может оказывать благотворное, нейтрализационное и разрушающее действие на организм, что говорит о первоначальной энергетической нейтральности этой энергии. 
4) Внутренний Агни может приводиться в действие посредством самовнушения, что говорит подчинённости Агни сознанию. 
5?) Внутренний Агни может приводиться в действие на подсознательном уровне с помощью условного рефлекса (слабо изучено, под вопросом). 
6) Внутренний Агни может приводиться в действие посредством осознанного внушения со стороны. 
7) Внутренний Агни может приводиться в действие посредством неосознанного внушения со стороны. 
8) Внутренний Агни присущ как людям, так и животным, а также растениям и минералам.

Эти пункты ни в коем случае не являются окончательными и единственными свойствами внутреннего Агни. Стихия Огня представляет собой целый беспредельный мир - Огненный Мир, красота и многообразие которого на много порядков превосходит наш земной материальный мир. Несмотря на первые робкие шаги навстречу Огненному Миру, которые делают изучающие Агни Йогу (и наша редакция в том числе), мы все должны туда стремиться, ибо мы все родом из Мира Огненного - наш дух (монада) рождён там. Поэтому чем раньше мы познаем (вспомним) свойства Огненного Мира, тем раньше мы сможем приспособиться к нему, и тем раньше мы сможем возжечь собственные огни. И только таким путём огненной трансмутации собственного организма мы сможем вернуться в отчий дом - в Мир Огненный!

Некоторые параграфы из книг Живой Этики 
по плацебо-эффекту
 
(подчёркивания редакции сайта)

Мир Огненный 3. 292. 
Взаимодействия между телами нужно исследовать, ибо так же, как состояние физического тела действует на состояние астрального тела, конечно, также воздействует астральное тело на физическое. Болезненное состояние организма отражается на астрале, и духовные недомогания астрального тела отражаются на физическом. Все духовные переживания имеют свое влияние на астральное тело, также и на физическое. Но в этих явлениях нужно очень тонко разбираться. Но каждое переживание на духовном плане не сразу накладывает свой отпечаток на грубо здоровое тело. Конечно, когда тонкое тело собирает вокруг себя все отравленные флюиды, которые заражают астральное тело, то происходит заражение и грубо здорового тела. В зараженном астральном теле происходит утверждение взаимодействия. Астральное тело воспринимает легко все флюиды физического тела, потому каждое нарушение равновесия сразу отражается на тонком теле. Потому так важно врачу знать духовное состояние больного. При болезнях и борьбе с ними нужно иметь ввиду согласованность тел и неразрывную связь между ними. Такое чуткое отношение нужно выработать на пути к Миру Огненному.

Мир Огненный 3. 177. 
Недуги человечества связаны с психическим состоянием. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир. Не удивляйтесь, если заразы духа и тела так же заразительны, как и пространственные заразы. Ведь атмосфера, окружающая планету насыщена воплями несовершенства. Ведь ауры человечества настолько физически и духовно заражены, что лишь огненное очищение может дать спасение. Полумеры не достигают никакого очищения, потому нужно привыкать к мысли о мощном очищении, ибо твердь нуждается в грозном утверждении. Правильно сказала Ур., что чистое явление должно покрываться грязным плащом для того, чтобы хотя искры могли дойти. Так человечество должно искупить все порождения и все поругания, которые так вкоренились в сознании. На пути к Миру Огненному запомним закон огненного очищения.

Мир Огненный 3. 294. 
Причины болезней лежат в корне связи между физическим и астральным миром. Тело отражает все следствия от происходящих утверждений во всех слоях и недрах Космоса. Казалось бы понятно, какое неразрывное соотношение существует между Макрокосмом и микрокосмом, но, кроме просвещенных сознаний, это понятие не принимается в соображение и не продвигает дальше научные исследования. Если бы знать, как давление атмосферы влияет на организм, то как же не устремиться к познанию этой связи, мощь которой насыщает каждую клеточку жизни своим Огнем. Связь между телами и взаимодействие токов должны быть исследованы, ибо невозможно точно определить состояние организма и его болезней, не установив огненного соответствия. Тонкое исследование духовного и физического состояния даст возможность найти флюиды разложения.

Мир Огненный 3. 159. 
Заградительная сеть содержит в себе отражения центров. Невозможно утвердиться никакими явлениями, не затронув заградительной сети. Можно себе представить эти отражения центров, как потенциалы центров, которые воспламеняются или пробуждаются в зависимости от того или иного чувства, устремления или действия. Даже при физических заражениях можно искать причину в несохранности заградительной сети. Эти процессы указывают насколько важно следить за явлением заградительной сети, и как легко можно нарушить эти излучения духа. Конечно, когда излучение насыщается высшими чувствами или устремлениями, заградительная сеть охраняется этими энергиями. Но пятна, наблюдаемые на ауре, нужно изучать, как показатели разных духовных язв. Потому только тот, кто поймет всю творческую мощь духа, прозреет к устремлению охраны заградительной сети. Коснувшись Пространственного Огня, нужно понять все процессы лаборатории центров. Так на пути к Миру Огненному нужно утвердиться сознанием на губительном воздействии самости, которая вызывает раздражение, являя отравление именно империлом.

Мир Огненный 3. 180. 
Твердь земная заражается и очищается самим человечеством. Каждое жизненное явление оставляет свои отложения на всем пространстве. Все должно трансмутироваться, все должно быть изжито. Так каждый слой представляет насыщенную сферу человеческими вожделениями, пережитками и устремлениями. Флюиды сердца и духа, которые насыщают пространство чистыми огнями, разрежают пространственные наслоения. Равновесие может лишь таким образом устанавливаться, ибо энергии мечутся в пространстве и человечество окружено как бы взрывчатыми снарядами. Эти флюиды накопляются и взрываются во всех сферах. Так и цепь последствий утверждается насыщенными действиями человечества. На пути к Миру Огненному напомним о снарядах пространственных.

Мир Огненный 1. 183. 
Бездушные существа всем известны. Это не символ, но химическая действительность. Могут спросить - воплощаются ли они в этом плачевном состоянии? Вопрос покажет незнание основ. Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдет в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес Природы. Вовсе не требуется при расточении Агни совершать какие-то зверские преступления. Мы достаточно из разных Учений знаем о преуспеяниях даже разбойников. Обычно расточение Агни совершается в буднях и в сумерках духа. Крошечными действиями останавливается нарастание Агни. Нужно понять, что Благодать Агни естественно нарастает. Но когда тьма покрывает усовершенствование, тогда Огонь незаметно, но химически доказано, уходит из негодного вместилища. Прекрасен закон вечного движения, или эволюция или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощенному иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. Прекрасен закон, даже вопреки Кармы наделяющий каждого путника Светом. Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить Сад Огненный. Пусть эти первые цветы будут невелики. Пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления. Какое множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира еще не покинули мозг и сердце! Также может начаться и расточение, если почва растения оказалась гнилой. При таком бедствии можно много помочь или, как давно сказано, одолжить Огонь. Это одолжение происходит тоже на самых крошечных действиях. Итак, уже трижды напоминаю о крошках. Из этих искр растут огромные Огни.

Мир Огненный 1. 201. 
Не только песнь и ритм музыки, но даже каждая машина создает вибрацию, касающуюся огненных энергий. Также каждое нагнетение, вернее потрясение, будет проводником тех же выявлений Агни. Потому нужно приучаться из каждого напряжения выделять и осознавать искру. Не следует по примеру сумеречных людей избегать напряжения. Нужно каждую огненную вибрацию приветствовать, как очистительное начало. Спокойная жизнь, как ее понимают обыватели, не что иное, как огнетушение. У них даже изобретены целые системы огнетушения от малых лет.

Мир Огненный 3. 218. 
Кристаллы психической энергии вырастают в своей интенсивности при каждом возвышенном устремлении. Каждое напряжение мощи духа размножает кристаллы психической энергии. Отложения утвержденных кристаллов состоят из тонких энергий, которые химически переработаны в организме, питая те органы, которые особенно нуждаются при затрате энергии. Кристаллы психической энергии расплавляют субстанции, вредные для организма. При сознательном напряжении можно вызвать эту трансмутацию кристаллами, которая может служить противодействующим утверждением. Сознательные посылки психической энергии зараженным или поврежденным органам могут явиться исцелением. Напряжение волевое и сознательное устремляет к насыщенному действию кристаллов. Так мысли о психических кристаллах могут принести нужную помощь при тех повреждениях внутренних органов. На пути к Миру Огненному нужно осознать те огненные батареи, которые заключены в человеке.

Мир Огненный 1. 490. 
Нельзя сомневаться в том, что затрата внутренней энергии гораздо больше при умственном труде, нежели при физическом. Такое показание пусть ляжет в основу Культуры. Также пора показать, что витамины и многие другие вещества получают силу, соприкасаясь с огненной энергией человека. Пусть и это запоздалое открытие свидетельствует мощь человеческой огненной энергии. Устремление по пути обнаружения качеств человеческой психической энергии даст построение жизни. Нужно внимательно наблюдать, насколько сам человек претворяет даже очень сильные вещества. Сравним, как отличаются последствия лекарств, принятых с упованием или отвращением. Мы много раз видели, как под влиянием внушения лекарство производило обратное действие; как вода приобретала самые сильные свойства лекарственных составов. Но не чужая воля производила эти превращения, воля лишь устремляла огненную энергию, и в горниле Огня совершалось это превращение. Нужно понять, что мы сами утверждаем нашу мощь пониманием огненной энергии. Нельзя сильнее сказать, что человек создан по Высшему Прообразу - так указано присутствие высших энергий. Но не сказано, что человек может пользоваться этими энергиями только посредством искусственных упражнений. Энергии присущи природе человека. Значит, они должны действовать при естественных условиях существования. Так мы опять приходим к построению жизни. Если магия означает искусственность условий, то, конечно, она неуместна при обновлении жизни. Природное восприятие духа и познавание через него Мира Огненного будет простейшим решением устремления человечества. Также правильно сказано - роскошь есть антипод красоты. Роскошь есть своего рода магия, но там, где живет красота, не нужно никакой магии.

Мир Огненный 1. 297. 
Цыганки обычно дают лекарства с наговором, считая, что лишь при таком способе лекарство будет действительно. Так утверждаются наши Гималайские традиции во многих поколениях переселенцев. Действительно, если мы сравним действие лекарств, принятых благожелательно или с отвращением, то разница будет поразительна. Даже самые сильные средства могут произвести почти обратное следствие, если они будут сопровождены соответствующим внушением. Можно написать значительную книгу об относительности материальных воздействий. Можно из разных областей собрать факты, которые свидетельствуют, что материальная сторона будет наименьшей среди решающих факторов. Так нужно шаг за шагом следить за движением Агни. Не следует вдаваться сразу в сложные формулы, но нужно идти от поразительных свидетельств каждого дня. Если знахари понимают, в чем заключается побеждающее начало, то образованный врач должен тем более усматривать явление направляющее. По этому пути встречаются и прошлое и будущее.

Мир Огненный 1. 53. 
Вдумчивый врач может спросить об огненных болезнях: "Явление огненных болезней называется ли совершенно особыми заболеваниями или может быть распространено на большинство болезней?" Второе ближе к истине. Огонь может вносить усиление всех болезней. Потому следует так обращать внимание на условия огненного устремления. При этом необходимо помнить, что каждое огненное явление не может быть уменьшено водой или холодом, но, прежде всего, психической энергией, которая всюду может противостать Огню. Эта энергия как бы конденсация Огня, и может впитывать излишек огненный. Так нужно опять обратить внимание на психическую энергию, когда говорим о сердце, о Мире Огненном и об утверждении нашем в бытии Тонкого Мира. Когда вы читаете о сгорании на внутреннем Огне, явите память о воздействиипсихической энергии. Она может быть явлена трояко - или самовнушением, или бездействием физическим, или высшим воздействием на расстоянии. Но часто и потому временны. Сердечная энергия не применяется насильственно, но передается контактом тока. Если бы врач и больной прежде всех физических воздействий вспомнили одновременно об энергии сердца, то во многих случаях воздействие сразу могло быть полезно и целительно.

Мир Огненный 2. 287. 
Мы слышим часто о болях старых ран. Они как будто зажили, физическая ткань соединилась, но, тем не менее, страдания продолжаются. Также можно слышать, что только внушение может помочь в таких случаях. Разве тонкое тело не будет болеть, если оно было повреждено? Рана заживет физически, но тонкое тело может ощущать боли. Конечно, если сознание человека развито, он своим приказом заставит тонкое тело оздоровиться. Но в других случаях требуется внушение, чтобы соответственно физическому процессу воздействовать на тонкое тело. Так понимающие комплекс организма улучшат положение всех его тел.

Мир Огненный 2. 415. 
Помощь целительная на расстоянии должна вызывать усиление кровообращения и усиление явления напряжения. Дело в том, что посылки требуют особой огненной энергии, но по окончании посылки такой излишек напряжения сказывается на всем организме. Целение есть действие большого самоотвержения.

Мир Огненный 2. 173. 
<…> Следует врачу при многих болезнях предварительно лечению внимательно побеседовать с больным, чтобы выявить его образ мышления. Каждое заболевание отрицанием показывает на потребность внушения, чтобы остановить разрушительный процесс. Можно смеяться, что для лечения рака или туберкулеза надо начать с внушения. Конечно, врачи, которые не обладают силою внушения, будут всячески протестовать, но они будут очень разгневаны, услышав, что болезни печени, желудка, почек, десен, ревматизма много зависят от состояния сознания и прежде всего нуждаются во внушении. Значит, как серьезно нужно относиться к внушению и к самовнушению. Оба процесса уже огненного значения. Так отрицание есть противодействие Огненному Миру.

Мир Огненный 2. 40. 
<…> Между тем, уже время обратить внимание на всякое заболевание, поддающееся внушению. Нужно отдать себе ясное представление о причине, создающей физические боли, но исчезающие под внушением.Почему физические ощущения поддаются психическому воздействию? Придем к заключению, что одна стихия является решающим фактором - Огонь, пронизывающий как психические, так и физические области.Даже менингит поддается внушению. Такое, казалось бы, непоправимое повреждение уступает силе Огня.Ведь внушение, прежде всего, огненная концентрация. Человек, причиняющий огненное воздействие, тем вызывает напряжение пострадавших органов, потому сила внушения должна быть очень развиваема, но и над ней должен быть государственный контроль. Нечто похожее на египетских жрецов, которые имели право внушения, но должны были дать полный отчет в собраниях храмовых.

Мир Огненный 1. 293. 
Лечение внушением называлось огненным устремлением. Конечно, теперь лечение это развивается больше и шире, потому нужно предотвратить возможный вред от невежественного употребления огненной энергии. Внушение может останавливать боль, но если употребляющие внушения не знают происхождения болезней, они могут уподобиться вреду наркотика. Другое дело, когда внушение применяется опытным врачом, он не только усыпит рефлекс боли, но проследит течение заболевания и внушит соответственным органам нормальную деятельность. Явление астрологии также не будет забыто опытным врачом. Можно смеяться сколько угодно, но научно составленный гороскоп поможет в определении самой болезни и привходящих обстоятельств. Нужно со всем вниманием отнестись к Астрохимии и понять мощь внушения. Действительно, если внушение пользуется огненной энергией, то как глубоко и усиленно может быть воздействие Огня! Нужно отвыкнуть от узкого приказа и запрета, употребляемых гипнотизерами. Только знание организма и всех обстоятельств позволит врачу следовать приказательно по всем пораженным путям. Можно многое восстановить среди обессиленных органов, направив и координируя их с огнем сердца. Нужно каждому врачу развить в себе силу внушения.

Мир Огненный 1. 295. 
Вы знаете, что при внушении не следует махать руками и выпучивать глаза. Вообще не нужно даже смотреть в глаза, но следует от сердца направиться к сердцу. Затем уже от центра следовать волею по нужному направлению. Совершенно не полезно, чтобы внушаемый знал о происходящем. Часто именно приготовления к внушению создают нежелаемое противодействие. При этом сам подлежащий внушению может воображать, что он готов подвергнуться лечению, но его Манас будет защищаться от вторжения. Явление внушения будет тем действительнее, чем дольше сознания будут уравновешены взаимно. Но не нужно возвещать опыт. Каждое лечение пусть происходит внезапно. Но физические условия должны благоприятствовать. Температура должна быть средняя, умеренная, чтобы ни жар и ни холод не вносили раздражения. Воздух должен быть чистым, можно советовать легкий аромат роз или эвкалипта. Также следует незаметно предусмотреть, чтобы больной мог удобно откинуться на спинку кресла. Постель менее удобна. Также нужно удалить все неожиданное, шумное, чтобы не вызывалось потрясение. Нужно не забыть, что во время внушения тонкое тело находится в очень напряженном состоянии и пытается выделиться. Потому нужно как можно внимательнее запретить ему покидать тело. Конечно, все приказы не словесные, но мысленные. Западные магнетизеры будут насмехаться над мысленным приказом. Они думают, что слова и пальцы могут покорить волю. Но предоставим им эти западные заблуждения. Некоторые примитивные племена ударяли больного дубиной по лбу. Такое воздействие тоже покоряло волю. Но, где Учение о Сердце и об Огне, там и приемы должны быть иные.

Мир Огненный 2. 225. 
Напрасно думают, что раздражение носа, гортани и легких происходит лишь от простуды. Такие напряжения также исходят от Пространственных Огней. Недаром раздражение гортани и носа может быть излечено внушением. Такая же причина лежит при многих случаях так называемой сенной лихорадки, которая нередко может излечиться внушением. Также многие виды накожных заболеваний лечатся тем же приемом. Част именно кожные раздражения не происходят от внутренних причин, но от неуравновешенности огненных токов. Жаль, что врачи не наблюдают эту сторону заболеваний. Они лишь иногда признают нервные причины, но пробуют залить их бромом, между тем, внушение могло бы дать лучшее следствие. Не забудем, что иногда для скорейшего закрытия ран тоже применяли внушение, чтобы возбудить сотрудничество всего организма. Так при беседе об Огненном Мире нужно иногда не забывать причину раздражения носа и гортани. Просить нужно врачей изучать все приемы внушения.

Мир Огненный 3. 289. 
Сила духа и воли может тогда космически творить, когда потенциал солнцеподобен, ибо для воздействия на другую ауру необходимо, чтобы сам источник был высших энергий. Потому все опыты в этом направлении должны быть обусловлены высшей тонкой энергией. Каждый источник, напрягающий с высшей энергией свои волевые токи, утверждает воздействие космическое. Но каждый дух, напрягающий свои токи для насыщения ими другой ауры, должен особенно осторожно утверждать посылку, ибо нет более тонкого процесса, чем при явлении посылок огненных. Потому в лечении болезней такими посылками можно пользоваться лишь высшими энергиями и чистыми флюидами. Можно развить эти источники, если духовное развитие достигнуто явлением трансмутации центров. Так понятие духовных посылок должно войти в жизнь, как высшее проявление. На пути к Миру Огненному запомним это огненное условие.

Агни Йога. 254. 
Устремление людей мало соответствует свойствам психической энергии. Некоторые качества этой энергии утеряли признаки сознательности. Труднее всего человечество осознает беспредельность энергии и еевозможность самоотдельного действия. Мы легко ощущаем энергию в связи с телесными действиями, но самое чудесное мало сознаем. Самым чудесным можно считать, когда психическая энергия может действовать на большом расстоянии, как бы самостоятельно. Как снаряд, вылетевший из орудия, производит отдельное следствие, так наша энергия может производить воздействие совершенно отдельно и длительно.Конечно, длительность зависит от запаса энергии. 
Можно послать энергию сознательно, но также могут быть ее бессознательные выделения, если она стремится в привычном направлении. Когда снаряд энергии направился далеко, тогда будет временно ощущаться исчерпанность энергии. Но знающий это свойство не будет смущаться, наоборот, он поддержит действие посылки своим сознанием. 
Вы слышали легенду о вращающемся облаке над местом особого значения, - в основании лежит та же посылка энергии. Устремление энергии может быть настолько сильным, что может создать физические явления, ибо соединение энергии со стихиями дает самые необычные сочетания. Но во время действия самоотделенной энергии нужно быть готовым к некоторому утомлению, принимая его как естественное последствие опустошения сокровищницы. 
Над не терпящими отложения обстоятельствами работает отделившаяся энергия. Новое созидание, конечно, привлекает ближайшие сознания. Как помощь несутся посылки, принося отвагу, бодрость, находчивость. И часто ни получивший, ни пославший не подозревают о происходящем. Делимость духа есть посылка энергии. Энергия действует в посылке, в то же время пославший как бы в отдыхе от утомления. 
Сколько посылок несется в пространстве! Некоторые из них не составят ли основания новых планет?

Мир Огненный 1. 467. 
Умерший от утверждения несуществования жизни после смерти, действительно, представляет типичный пример, как самодействует психическая энергия. Он приказал себе не существовать и получил последствие своего приказа. Много таких случаев, но никто не обращает внимания на эти мощные примеры, явленные на всеобщее усмотрение.


Примечание

Для лечащих врачей, которые поняли истинные причины большинства заболеваний, т.е. приняли концепцию астральных бактерий, наша редакция рекомендует ознакомиться со статьёй "Энергетический акупунктурный диагнозом (ЭАД) Манделя на основании кирлиан-снимков ". Этот метод регистрирует прорывы в заградительной сети в форме выпадения излучений, а также наличие астральных бактерий в виде точечных излучений. Анатомическая топография ЭАД позволяет локализировать прорывы заградительной сети, а также нахождение астральных бактерий с точностью до отдельного органа.


Используемая и рекомендуемая литература 
по плацебо-эффекту
 
Используемая литература
  • "Der Placebo-Effekt. Die Selbstheilungskräfte unseres Körpers", H.Brody, D.Brody; Deutsche Taschenbuch Verlag, 2002, 286 страниц; перевод на немецкий с английского оригинала "The Placebo Response", Howard Brody, Daralyn Brody, Harper Collins Publishers, 2000.
  • "Wir Eingeborenen. Magie und Aufklärung im Kulturvergleich", K.Fohrbeck, A.J.Wiesand, Leske Verlag, 1981, 292 страницы.
  • Kienle, Gunver Sophia: "Der so genannte Placeboeffekt. Illusion, Fakten, Realität". Stuttgart: Schattauer 1995, 99 страниц.
  • В подготовке данной статьи использованы также материалы сайта http://www.quarks.de
Рекомендуемая литература
Интернет ресурсы на немецком языке
  • "Placebo, Hypnose und Psychosomatik - die Macht unseres Geistes über den Körper " ("Плацебо, гипноз и психосоматика - сила нашего духа над телом" - собрание многочисленных фактических данных по исследованию плацебо, гипноза и психосоматике; с комментариями и выводами автора).
Книги на немецком языке
  • Barasch, Marc L: "Ich suchte meine Seele und wurde gesund. Heilung als Reise nach innen". München: Droemer Knaur 1998. ("Я искал мою душу и выздоровел. Излечение как путь внутрь" - история одного больного раком, который в течении семи лет безуспешно лечился у разных докторов, и в конечном итоге нашел силы к излечению в себе самом).
  • Benson, Herbert: "Gesund im Stress". Berlin: Ullstein 1978. ("Здоров в стрессовых ситуациях" - примечательная книга по плацебо-эффекту, в которой речь идёт о взаимовлиянии окружающей среды и внутреннего состояния человека).
  • Benson, Herbert: "Heilung durch Glauben. Die Beweise. Selbstheilung in der neuen Medizin". München: Heyne 1999. ("Излечение через веру. Доказательства. Самоизлечение в новейшей медицине" - в данной книге представлены многочисленные примеры из медицинской и научной практики, на которых показывается мощное благотворное действие плацебо-эффекта как прямого фактора веры и самовнушения).
  • Frank, Jerome D.: "Die Heiler. Wirkungsweisen psychotherapeutischer Beeinflussung. Vom Schamanismus bis zu den modernen Therapien". Stuttgart: Klett-Cotta 1997. ("Целители. Способ действия психотерапевтического влияния. От шаманизма до современной терапии" - попытка рассмотреть роль плацебо-эффекта в среде целителей, шаманов и прочих представителей нетрадиционной медицины).
  • Gauler, Thomas C. u. Thomas R. Weihrauch: "Placebo. Ein wirksames und ungefährliches Medikament?" München: Urban 8c Fischer 1997. ("Плацебо. Действенный и безобидный медикамент?" - автор анализирует прямое и вторичное действие плацебо-эффекта на основе различных научных опытов).
  • Hoffman, Kay: "Die mentale Hausapotheke. Gesundheit beginnt im Kopf". München: Hugendubel 2000. ("Ментальная домашняя аптечка. Здоровье начинается с головы" - автор рассматривает здоровье и болезнь человека как процессы, непосредственно зависящие от духовного состояния человека. Приводятся ряд техник в форме ментальных упражнений, которые посредством самовнушения помогают людям добиться желаемых изменений собственных подсознательных процессов, направляющих организм к выздоровлению).
  • Myss, Caroline: "Mut zur Heilung. Wie Sie Ihre Energien nutzen, um gesund zu werden". München: Droemer Knaur 2000. ("Мужество к выздоровлению. Как использовать свою энергию, чтобы стать здоровым" - автор рассматривает человеческий организм с энергетической точки зрения, при которой духу отводится первостепенная роль по отношению к телу и материи).
  • Siegel, Bernie S.: "Mit der Seele heilen. Gesundheit durch inneren Dialog". Berlin: Ullstein 2000. ("Излечивать душой. Здоровье как внутренний диалог" - автор, практикующий детский врач, рассматривает на примерах из собственной практики как душевное состояние человека оказывает непосредственное влияние на его организм).
  • Weil, Andrew: "Spontanheilung. Die Heilung kommt von innen". München: Orbis 1995. ("Спонтанное выздоровление. Исцеление идёт изнутри" - на примере многочисленных примеров автор анализирует взаимовлияние внутренней системы самоизлечения и внешней среды).
Другие книги на немецком языке (без аннотации)
  • Psychophysiologische Untersuchungen zum Placeboeffekt / Wilfried E. Dieterle. - Frankfurt am Main [u.a.] : Lang, 2004 ("Психофизиологические исследования по плацебо-эффекту").
  • Placeboanwendung - die ethischen Perspektiven / Frank P. Meyer. - Bochum : Zentrum fur Med. Ethik, 2003 ("Применение плацебо - этические аспекты").
  • Ethische Aspekte der Placebo-Anwendung in der Medizin / vorgelegt von Thomas Möller. - 2000 ("Этические аспекты применения плацебо в медицине").
  • Gibt es organspezifische Placeboeffekte? Placeboeffekte an physiologischen Parametern und ihre mögliche Steuerung uber kortikale Organpräsentationen / Karin Meissner. - Aachen : Shaker, 2000 ("Есть ли плацебо специфические органы? Плацебо-эффекты на физиологических параметрах и их возможное управление через кортикальные связи головного мозга").
  • Placebo und Placebophänomen / A. Stacher (Hrsg.). - 1. Aufl. - Wien : Facultas-Univ.-Verl.-Ges., 1995 Schriftenreihe: Schriftenreihe / Wiener Internationale Akademie für Ganzheitsmedizin ; 15 ("Плацебо и плацебо-феномен").
Интернет ресурсы на английском языке
  • Holger Dette; Weng Kee Wong; Wei Zhu. "On the equivalence of optimality design criteria for the placebo-treatment problem ", 2004. ("Об эквивалентности оптимального проектирования проблем, связанных с плацебо-исследованиями" - математический аппарат для статистической обработки данных, полученных при плацебо-исследованиях").
Книги на английском языке
  • Craen, Ton de: "Placebos and Placebo Effects in Clinical Trials. Department of Clinical Epidemiology and Biostatistics". University Amsterdam 1998. ("Плацебо и плацебо-эффект в клинических испытаниях. Отделение клинической эпидемиологии и биостатистики" - данная диссертация из университета Амстердама рассматривает плацебо-эффект на примере многочисленных клинических исследований).
  • Fish, Jefferson M.: "Placebo Therapy". San Francisco: Jossey-Bass 1973. ("Плацебо-терапия" - автор формулирует расширенное понимание плацебо-эффекта на примере многоплановости способов мобилизации веры пациентов в собственное выздоровление).
  • Fisher Seymour, Greenberg Roger: "From Placebo to Panacea: Putting Psychiatric Drugs to the Test". New York: Wiley 1997. ("От плацебо к панацеи: испытания психиатрических препаратов" - авторы показывают на практических исследованиях, что большинство применяемых в психиатрии препаратов не превосходят по своему влиянию плацебо-медикаменты).
  • Jospe, Michael: "The Placebo-Effect in Healing". Lexington Books/D.C. Heath 1978. ("Плацебо-эффект в лечении" - данный труд исследует плацебо-эффект с точки зрения психологии; широким взглядом охватывается тематика плацебо-эффекта).
  • Sheperd Michael, Sartorius Norman: "Non-Specific Aspects of Treatment". NY: Hans Huber Publishers, 1989. ("Неопределённые аспекты лечения" - в данном сборнике, опубликованного Всемирной Организацией Здравоохранения при ООН, собраны различные доклады по плацебо-эффекту, проявляющегося в таких областях как экспериментальная психология, клиническая фармакология, психотерапия и т.д.).
  • White, Leonard: "Placebo: Theory, Research, and Mechanisms". New York: Guilford Press 1985.("Плацебо: теория, исследования, механизмы" - в данном сборнике по поводу плацебо-эффекта высказываются философы, психологи, антропологи, фармакологи и др.; в конце труда автор суммирует общее представление).
  • Shapiro, Arthur K. u. Elaine Shapiro: "The Powerful Placebo: From Ancient Priest to Modern Physician". Baltimore: John Hopkins University Press 1997. ("Мощь плацебо: от жреца древности к современному врачу" - итоговый труд врача-психиатра, на протяжении всей своей жизни изучавшего плацебо-эффект, представляет собой наиболее значительный вклад в области исследования этого феномена).
  • Harrington, Anne: "The Placebo-Effect: An Interdisciplinary Exploration". Cambridge, MA: Harvard University Press 1997. ("Плацебо-эффект: междисциплинарное исследование" - данный сборник представляет собой собрание научных докладов из различных областей науки; данные доклады были зачитаны на конференции по плацебо-эффекту, прошедшей в 1994 году в Гарвардском университете).
Другие книги на английском языке (без аннотации)
  • Placebo: mind over matter in modern medicine / Dylan Evans. - New York, N.Y : Oxford University Press, 2004 ("Плацебо: мнение современной медицины").
  • Placebo: the belief effect / Dylan Evans. - London : HarperCollins, 2003 ("Плацебо: эффект веры").
  • Understanding the placebo effect in complementary medicine: theory, practice and research / edited by David Peters. - Edinburgh : Churchill Livingstone, 2001 ("Понимание плацебо-эффекта в общей медицине: теория, практика и исследования").
  • The placebo effect: an interdisciplinary exploration / Ed. Anne Harrington. - 2. pr. - Cambridge, Mass. [u.a.]: Harvard University Press, 1999 ("Плацебо-эффект: междисциплинарное исследование").
  • Placebos and placebo effects in clinical trials / Antonius Jacobus Maria de Craen. - Amsterdam, 1998 ("Плацебо и плацебо-эффект в клинических опытах").
Журнальные статьи на английском языке (без аннотации)
  • Beecher, Henry K.: "The Powerful Placebo". In: Journal of the American Medical Association 159 (1955). S. 1602-1606.
  • Benson, Herbert u. Mark D. Epstein: "The Placebo Effect: A Neglected Asset in the Care of Patients". In: Journal of the American Medical Association 232 (1975). S. 1225-1227.
  • Berg, Alfred O.: "Placebos: A Brief Review for Family Physicians". In: Journal of Family Practice 5 (1977). S. 97-100.
  • Bourne, Henry R.: "The Placebo - A Poorly Understood and Neglected Therapeutic Agent". In: Rational Drug Therapy 5 (1971). S. 1-6.
  • Bourne, Henry R.: "Rational Use of Placebo". In: Clinical Pharmacology: Basic Principles in Therapeutics. Hg. von Kenneth L. Melmon u. Howard F. Morrelli. New York: Macmillan 1978.
  • Chaput de Saintonge, D. Mark u. Andrew Herxheimer: "Harnessing Placebo Effects in Health Care". In: The Lancet 344 (1994). S. 995-998.
  • Johnson, Alan A.: "Surgery as a Placebo". In: The Lancet 344 (1994). S. 1140-1142.
  • Kaptchuk, Ted J.: "Intentional Ignorance: A History of Blind Assessment and Placebo Controls in Medicine". In: Bulletin of the History of Medicine 72 (1998). S. 398-433.
  • Kaptchuk, Ted J.: "Powerful Placebo: The Dark Side of the Randomized Controlled Trial". In: The Lancet 351 (1998). S. 1722-1725.
  • Klejnen, Jos u. a.: "Placebo Effect in Double-Blind Clinical Trials: A Review of Interactions with Medications". In: The Lancet 344 (1994). S. 1347-1349.
  • Laporte, Joan-Ramon: "Placebo Effects in Psychiatry". In: The Lancet 344 (1994). S. 1206-1209.
  • Min Sen Oh, Vernon: "Magic or Medicine? Clinical Pharmacological Basis of Placebo Medication". In: Annals of the Academy of Medicine (Singapur) 20 (1991). S. 31-37.
  • Rosenberg, Charles E.: "The Therapeutic Revolution: Medicine, Meaning, and Social Change in Nineteenth Century America". In: The Therapeutic Revolution. Hg. von Morris J. Vogel und Charles E. Rosenberg. S. 19.
  • Shapiro, Arthur K.: "The Placebo Response". In: Modern Perspectives in World Psychiatry. Hg. von J. G. Howells. Edinburgh: Oliver and Boyd 1968. S. 596-619.
  • Shapiro, Arthur K. u. Louis A. Morris: "The Placebo Effect in Medical and Psychological Therapies". In: Handbook of Psychotherapy and Behavior Change: An Empirical Analysis. Hg. von S. L. Garfield u. A. E. Bergin. New York: Wiley 1978. S. 369-419.
  • Thomas, K. B.: "The Placebo in General Practice". In: The Lancet 344 (1994). S. 1066f.
  • Turner, Judith A. u. a.: "The Importance of Placebo Effects in Pain Treatment and Research". In: Journal of the American Medical Association 271 (1994). S. 1609-1614.
  • Wolf, Stewart: "The Pharmacology of Placebos". In: Pharmacological Review 2 (1959). S. 689-704.

 

А.Люфт

19.03.2005