Перепечатывается из альманаха
"Психическая Энергия" №2, стр. 115-127
"Парацельс провел некоторое время в одном из ашрамов Транс-Гималайской Твердыни,
обучаясь великому знанию, которое он изложил во многих томах,
часто в затуманенных формулах,ибо велико было гонение на этих светочей знания".
Письма Е.И.Рерих, 25.03.1935.
Архей Парацельса -
Психическая Энергия Агни Йоги
"История знает немало выдающихся лиц, − писала в 1935 г. Е.И.Рерих одному из своих корреспондентов, − которым суждено было сыграть роль в продвижении человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так, в свое время, Парацельс провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, которое он изложил во многих томах, часто в затуманенных формулах, ибо велико было гонение Церкви на этих светочей знания. Сейчас все эти сочинения переведены на немецкий, французский и английский языки, и многие ученые зачитываются ими, черпая великие знания".
Рис. Портрет Парацельса из первого тома полного собрания сочинений Парацельса
в издательстве Иоганна Хузера, Базель, 1589 г.
Псевдоним "Парацельс" принадлежал человеку по имени Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, родившемуся в 1493 г. в Швейцарии. Жизнь Парацельса была трудна и полна лишений из-за постоянной борьбы с серой массой невежественных докторов и аптекарей, лживых шарлатанов от алхимии и астрологии, ревнивых и жадных церковников, страшных колдунов и некромантов. Высокие знания Парацельса разбивали тёмные и вредные предубеждения, царящие в науке средневековой Европы. Можно смело сказать, что Парацельс стал одним из главных двигателей эпохи научного ренессанса, наступившего в Европе в XVI веке.
Парацельс подвергался постоянным гонениям со стороны церкви за то, что проповедовал научную картину мироздания. Такое же немилосердное отношение Парацельс испытывал со стороны представителей тогдашнего научного мира в лице его ревнивых ученых коллег, врачебные методы которых нещадно критиковались им за их бессмыслицу и откровенный вред для здоровья больных. Поэтому при жизни Парацельса только несколько его книг по астрологии и медицине прошли через печатный станок. Все остальные труды остались в рукописном виде. И только спустя 20 лет после смерти Парацельса, начиная с 1560-х годов, мало-помалу начинается издание его научного наследия. Кульминацией этого возросшего интереса к творчеству Парацельса стало издание полного собрания его медицинских, философских, антропологических, теологических, фармакологических и алхимических произведений в издательстве Иоганна Хузера (Johannes Huser), который с 1589 по 1591 гг. выпустил в свет 10 больших томов.[1] Благодаря этому издателю, труды Парацельса дошли до наших дней в целостном виде. Они написаны, в основном, на немецком, родном Парацельсу языке, а некоторые книги написаны и на латыни, как и вся научная литература средневековья. Если Парацельс и писал на немецком языке, то только вперемешку с латинскими терминами, ибо многие научные понятия, и прежде всего медицинские, существовали только на латыни. В медицинской науке, к примеру, такое состояние дел частично сохранилось и по сей день.
Рис. Титульная страница первого тома полного собрания сочинений
Парацельса в издательстве Иоганна Хузера, Базель, 1589 г.
По свидетельству Е.И.Рерих, приведённому вначале этой статьи, Парацельс обучался в XVI веке несколько лет в одном из Ашрамов Белого Братства, после чего он вернулся в Европу для распространения своих знаний, полученных им в Гималаях. Также и Е.П.Блаватская во второй половине XIX века провела несколько лет в Ашрамах Шамбалы, после чего она вернулась в западный мир для передачи ему новой парадигмы научного мировоззрения. Судьбы Парацельса и Блаватской очень похожи, как и судьбы всех тех, кто борется с косностью и невежественностью людей, облаченных в университетские и церковные мантии. В 1936 г. Е.И.Рерих писала в одном из своих писем: "Титулы шарлатана и шпиона выдавались и еще посейчас выдаются всем Носителям Света. Именно этими почетными титулами были награждены в свое время и великий Парацельс, и граф Сен-Жермен, и даже наша соотечественница Е.П.Блаватская". В этот ряд Носителей Света самой яркой звездой вошла и сама Е.И.Рерих, ставшая Матерью Агни Йоги − учения Живой Этики, являющегося путеводной звездой для будущего человечества.
Но если источник знаний Парацельса, Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих един − Белое Братство, − то это значит, что их книги учат одному и тому же, и можно найти в их трудах параллельные места, касающиеся предмета изучения Психической Энергии. Такой сравнительный анализ может выявить новые грани этого понятия. Именно этому и посвящена данная статья.
Обратимся к трудам Парацельса. На одной из своих лекций Парацельс учил: "Илиаст есть первичная материя всего сущего... Архей есть сила, которая производит вещи из Илиаста, т.е. Архей есть управитель и составитель всех вещей".[2] Чтобы лучше понять, что есть Архей, рассмотрим сначала, что имел ввиду Парацельс под словом "Илиаст".
Первичная материя
Илиаст – Мулапракрити – Материя Матрикс – Огненная энергия
Илиаст (по Парацельсу)[3] есть первичная материя. В "Тайной Доктрине" Блаватской это понятие определяется санскритским словом Мулапракрити (от мула – корень и пракрити – материя): "Пред-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы... Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации".[4]
Е.И.Рерих определяла всеначальную материю как Материю Матрикс: "Первичная Материя, или Materia Matrix, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа".[5] Латинские слова "Materia" значит "материя", а"Matrix" – "материнское". "Материа Матрикс, – писала Е.И.Рерих, – эквивалент Мулапракрити, Акаши, Первичной Субстанции. Тончайшая, сверхчувственная духовная субстанция, наполняющая все пространство. Мистериум Магнум алхимиков".[6] Латинское слово "Mysterium" означает "тайна", а слово "Magnum" стоит в винительном падеже слова "magnus", которое переводится как "великий". Поэтому словосочетание Mysterium Magnum можно дословно перевести как "тайна великого". Этот термин, как верно отмечала Е.И.Рерих, служил названием первичной материи для алхимистов, высшим из которых являлся Парацельс.
Так Парацельс писал: "Все созданные смертные творения имели одно общее начало, в котором находились все создания, заключенные в эфире. Нужно понимать, что все творения произошли от единой материи, и не было никакой другой. Эта материя всех вещей есть Мистериум Магнум, в которой не было ни одного намека на существа, не было сформировано ни одного образования, не было проявлено ни одного свойства, где не было ни цвета, ни других элементов природы. Насколько простирался эфир, настолько же сфера простиралась в Мистериум Магнум. Эта Мистериум Магнум была матерью всех элементов, а также всех звезд, деревьев и тварей телесных. Как из матери рождается ребенок, так и из Мистериум Магнум родились все создания – как осязаемые, так и неосязаемые, и это касается в равной степени всех других форм".[7]
Предыдущий абзац взят из книги Парацельса "Философия афинян", которая полностью посвящена первичной материи и элементам. Из этой книги можно понять, что Парацельс знал не только о первичной материи и эфире, но и об огненной стихии, из которой всё произошло: "Сначала всё находилось в огне, затем превратилось в небо... звезды, планеты и весь небосвод... Весь небосвод выделился из огня, и прежде чем выделился небосвод, существовал огонь, ибо всё было одним единственным элементом огня..."[8]
Также и у Е.И.Рерих первичная материнская материя (Материя Матрикс) представляет собой огненную стихию: "Все Пространство наполнено огнем или огненной субстанцией. Огненная субстанция есть сгущенная огненная энергия, и так называемая Материя Матрикс и есть эта сгущенная энергия".[9] Не трудно понять, что стихия (элемент) огня есть энергия, если вспомнить, что вся материя вообще есть энергия: "Материя и есть энергия, ибо одно без другого не существует. Потому всякая материя рассматривается как иллюзорность".[10]
Таким образом, Илиаст Парацельса есть Мулапрактити Е.Б.Блаватской и Материя Матрикс или Огненная энергия Е.И.Рерих. Здесь интересно отметить, что в устройстве мира Парацельс придерживался троичного разделения: "Илиаст есть первичная материя, из которой были созданы "соль", "сера" и "ртуть". Благодаря этому мы понимаем, как глагол Господа материально ощутим и становится телом, в котором всё лежит предопределенно и скрыто".[11] В оригинале слова "соль", "сера" и "ртуть" закодированы значками (см. рис.), что является примером двойного кодирования, употребляемого Парацельсом. Первая кодировка на уровне знаков, значение которых давалось в других книгах. Но последующая расшифровка значений слов "соль", "сера" и "ртуть" не записывалась, а, по-видимому, передавалась Парацельсом доверенным лицам устно. Этот факт породил много непониманий и злотолкований в последующих за Парацельсом поколениях читателей его трудов. Но, наверное, это меньшее зло, чем низведение самих высших истин. Сегодня эта загадка Парацельса легко расшифровывается с помощью Агни Йоги, в которой мироздание делится на три мира – огненный, тонкий, плотный.
Рис. Фрагмент оригинального издания полного собрания сочинений Парацельса в редакции Хузера, том 10, приложение Liber Azoth, стр. 5.
Оригинальный немецкий текст: "Yliastrum ist die erste Materia, darauß *,
** und *** geschaffen sind: Dadurch verstehen wir / wie das Verbum Fiat Materialisch /
greiflich / vnnd ein Leib ist worden / darinnen nun alle Praedestinata stecken undverborgen ligen".
В теософии Блаватской принято семеричное деление мироздания, но всё же, более правильным будет троичное деление, указанное Учителем Живой Этики: "Среди толкований о пирамидах усмотрите одно, которое предуказывает три Мира. Вершина – Мир Огненный, где все едино; середина помещения – Мир Тонкий, где естества уже разделены; низ – Мир плотный. Это разделение достигает глубин – так разделение ступеней между Мирами обозначено символом пирамиды. Поистине, такой символ показателен. ... Можно делить ребро пирамиды на четыре части, и на пять, и на восемь, и на многие другие деления, но три основных Мира останутся основами".[12]
Всесозидающая и животворящая космическая энергия
Архей - Фохат - Психическая Энергия
Обратимся теперь ко второй части приведенного выше отрывка из Парацельса, в котором говорится, что "Архей есть сила, которая производит вещи из Илиаста, т.е. Архей есть управитель и составитель всех вещей". Как именуется первичная материя (Илиаст – Yliaster) в теософических и агни-йогических терминах, установлено выше. Но что есть Архей?
Употребляемое Парацельсом слово Архей [лат.: Archeus] имеет древнегреческие корни − греческое "arche" в переводе значит "начало", "первопричина". Парацельс говорит об Архее как о некой силе, энергии, которая производит проявленную материю во всех её формах и градациях, начиная от сакральной первичной материи и до нашего плотного мира. В теософии Блаватской такую роль выполняет фохат: "... в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух, с Материей, Субъекта с Объектом. Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы".[13] Именно фохатическая энергия в теософии становится движущей силой (управителем и составителем –сказал бы Парацельс) всех миров, всех планет, всех сфер как проявленного, так непроявленного миров.
В Агни-Йоге даётся более сложное деление фохата на Панфохат – Парафохат – фохат – искры фохата: "... за Фохатом находится Парафохат, который питается Панфохатом",[14] и "Фохат, представляющий грануляцию Первичной Материи, в виде искр может достигать земной поверхности".[15] В своих письмах Е.И.Рерих разъясняет, что значат эти деления: "Так Парафохат есть основная, или всеначальная, психическая энергия в ее наивысшем космическом аспекте, и фохат есть следующий аспект ее в проявленной Вселенной... Пришло время объединить смысл энергии Всеначальной ... значение психической энергии, которая в основе своей фохатична, фохат же есть космическое электричество, или всеначальная энергия, превращающаяся на плане проявления в семь стадий".[16] И в другом письме: "Еще скажу о психической энергии. Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия, как энергия Всеначальная, есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира. Психическая энергия есть та космическая энергия, которая запечатлевает образы на пластической субстанции. Психическая энергия есть Фохат..."[17]
"Фохат, в его различных проявлениях, – пишет Блаватская, – является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни".[18] Парацельс, в переводе Ф.Гартмана, учит тому же самому: "Творение произошло посредством Воли, присущей этой Творящей Силе, Воли, выраженной в ... Fiat (активной и действенной мысли). ... Причина начала творения была в вечной активности, присущей этой нематериальной Сущности, и все вещи невидимо или потенциально содержались в Первопричине, или Боге. Когда произошло творение, Yliaster [Первичная материя] разделился; он как бы растаял и растворился, выделив из себя ... Первичную Материю. Эта Первичная Субстанция едина по своей природе и проявляется не только как жизненная энергия, духовная сила, невидимая, непостижимая и неописуемая, но также как живая материя, которая составляет субстанцию живых существ. Этот жизненный принцип Парацельс называл Archaeus. Это не материальная субстанция в обычном значении этого слова, а духовная сущность, везде присутствующая и невидимая. В зависимости от условий, в которых действует Archaeus, он может излечить или вызвать болезнь, поскольку может быть чистым или нечистым, здоровым или отравленным другими влияниями. Животный организм притягивает его из окружающей среды и из питания, которое попадает в его тело; организм может впитать его, а потом потерять опять".[19]
Приведем отрывок из "Тайной Доктрины"[20] (комментарии в скобках сделаны Блаватской): "Наконец д-р Ричардсон пишет: «Нервный эфир может быть отравлен; я хочу сказать, что в него проникают простой диффузией газов, другие газы или пары, заимствованные извне. Он может извлекать изнутри продукты субстанций, поглощенных и введенных в желудок, или же газов разложения, порождаемых во время болезни в самом теле». И этот выдающийся учёный мог бы добавить на основании того же оккультного принципа: что «Нервный Эфир» одного лица может быть отравлен «Нервным Эфиром» другой личности или же ее «аурическими эманациями». Но посмотрим, что сказал Парацельс об этом «Нервном Эфире»: «Архей обладает магнетической природою и привлекает или отталкивает другие симпатические и антипатические силы, принадлежащие к тому же самому плану. Чем меньшей силой сопротивления астральным влияниям обладает лицо, тем более будет оно подвержено подобным влияниям. Жизненная сила не заключена в человеке, но излучается (внутри и) вокруг него наподобие блистающей сферы (аура), и ее можно заставить действовать на расстоянии... Она может отравлять субстанцию жизни (кровь) и причинять болезни, или она может очищать ее, ставшую нечистой, и восстановлять здоровье».[21]
Архей Парацельса и Психическая Энергия Агни Йоги
Возьмём свойства Архея Парацельса, изложенных в предыдущих двух абзацах, и сравним их со свойствами Психической Энергии, изложенных в Агни Йоге.
Архей Парацельса обладает магнетической природою. Такими же магнетическими свойствами обладает Психическая Энергия, описанная в Агни Йоге: "Магнитом также называют психическую энергию, и в таком определении много истины. Ведь закон притяжения и отталкивания особенно отзвучит на психическую энергию. Невозможно без содействия энергии отмечать положительные и отрицательные свойства. Потому напоминание о магните будет весьма целесообразным, когда хотят отметить притяжение психической энергии".[22]
Архей Парацельса есть духовная сущность, везде присутствующая и невидимая. Так и в Агни Йоге: "Одна стихия является решающим фактором – Огонь, пронизывающий как психические, так и физические области".[23]
Архей Парацельса может излечить или вызвать болезнь, поскольку может быть чистым или нечистым, здоровым или отравленным другими влияниями. Так и в Агни Йоге Психическая Энергия может убить или вылечить: "Проблески огненной стихии отмечались уже в глубокой древности; во всех мифологиях было Божество Огня. Оно было двойственной природы – убийственным и целительным".[24]
Согласно Парацельсу, организм человека притягивает Архей из окружающей среды. Также и в Агни Йоге: "... как астрохимические лучи, действуют волны психической энергии... аккумуляция пространственных волн, как сознание Космоса, воздействует на все чувствительные приемники. Можно думать, какая мощь проносится над миром, если за нею рождаются легионы улыбок или ужасов... Пора понять, откуда происходят коллективные стремления, откуда большинство почерпает упадок и расцвет".[25]
По убеждениям Парацельса, организм получает Архей также и из питания, которое попадает в его тело. В Агни Йоге говорится о том же: "Аппендикс впитывает психические элементы пищи. Кто-то может жить и без таких элементов, но зачем же лишать организм таких помощников?"[26]
Организм может впитать Архей, а потом потерять его опять, от чего зависит смерть или жизнь этого организма. Также и в Агни Йоге: "Можно говорить и о химической смерти человека, когда запас психической энергии истощается. Можно говорить о воскрешении, когда психическая энергия начинает восполняться".[27]
Согласно Парацельсу, чем меньшей силой сопротивления астральным влияниям обладает лицо, тем более будет оно подвержено подобным влияниям. Также и в Агни Йоге: "Когда тонкое тело собирает вокруг себя все отравленные флюиды, которые заражают астральное тело, то происходит заражение и грубо здорового тела. В зараженном астральном теле происходит утверждение взаимодействия. Астральное тело воспринимает легко все флюиды физического тела, потому каждое нарушение равновесия сразу отражается на тонком теле".[28]
Архей Парацельса может отравлять субстанцию жизни (кровь) и причинять болезни. Также и в Агни Йоге: "Спрашивают о причинах заражаемости в свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия". (Мир Огненный 3, 450).
Архей Парацельса может очищать субстанцию жизни, ставшую нечистой, и восстанавливать здоровье. Такими же свойствами обладает и Психическая Энергия Агни Йоги: "Человек знает, что психическая энергия спасает его от болезней и от сомнений и уныния. Но, кроме таких важных врагов, психическая энергия может преображать все существование".[29]
Архей Парацельса есть эссенция, поровну распределенная между всеми частями человеческого тела. И в Агни Йоге утверждается то же самое: "Психическая энергия проникает во все ткани, устанавливая во всем организме равновесие".[30]
Spiritus Vitae − Дух жизни
Парацельс употреблял также и синоним для своего Архея − Spiritus Vitae [лат.: дух жизни]: «Archaeus есть эссенция, поровну распределенная между всеми частями человеческого тела, если оно находится в добром здравии; он есть невидимая пища, дающая силу видимому телу, и свойства каждой из частей Archaeus соответствуют природе физических частей, его содержащих. Spiritus Vitae проистекает от Spiritus Mundi [лат.: Мировой Дух]. Будучи эманацией последнего, он содержит элементы всех космических влияний и является поэтому причиной, которой можно объяснить воздействие звезд (космических сил) на невидимое тело человека».[31]
Рис. Страница из книги Парацельса, первая глава "De Spiritus vitae", Базель, 1589 г.
"Spiritus Vitae [лат.: дух жизни] есть дух, который находится во всех частях тела в одинаковой пропорции. Это есть дух, придающий силу всем им, и это есть высшее зерно жизни, из которой питаются все члены тела. ... Природа происхождения Spiritus Vitae имеет под собой внешнее происхождение, а не внутреннее. Spiritus Vitae имеет двойственную природу, и он происходит от духа как такового, который соединяется с телом и его частями. Поэтому в силе Spiritus Vitae ничего не меняется, но он обуславливает собой силу частей тела, которые Spiritus Vitae наполняет. Чем сильнее, здоровее и полнее своей натуральной природой часть тела, тем крепче в нём и Spiritus Vitae. Поэтому мы не должны беспокоиться ни о чем другом как о сохранении, усилении и приумножении в наших членах Spiritus Vitaeв его первейшей генерации, имеющей внешнее природное происхождение, благодаря чему этот дух восполняет себя сам. Но единственное, что необходимо этому духу, это наличие свободного и открытого движения. Этим обусловлено особенное правило, которому члены нашего тела следуют самостоятельно. В других случаях поток Spiritus Vitae может быть остановлен, т.е. пути его распространения закупорены, из-за чего поры кожи не пропускают его движение. В этом случае остаётся только вторичная эманация, которая является лишь слабым дымком от полного Spiritus Vitae, и эти малые остатки продолжают жить в нас. Поэтому нужно держать поры открытыми ... во всех частях тела без исключения, потому что Spiritus Vitae находится одинаково как в мозге, так и в плоти, и проходит через головной мозг во всех направлениях... Он протекает также через сердце, через капсулы, через желчный пузырь, в равной степени через почки и через мочевой пузырь. Он главенствует над пустотой и наполненностью. Итак, заметим, что там, куда не проникает Spiritus Vitae, происходит заболевание, т.к. в этом месте образуется гниение, переходящее в образование язвы, что говорит о смерти этой части. Ибо то, что умерло, начинает гнить и превращается в язву, изменяя природу члена тела, что в конечном итоге есть смерть... Spiritus Vitae зависит от небесных воздействий, равно так же, как тело подчинено влиянию земли. Как тело питается от земли, также и Spiritus Vitae черпает свои силы из высших эманаций и питается элементом огня, в котором содержаться все четыре элемента. Ровно так и земля содержит в своих плодах все четыре элемента, т.е. и в них содержатся высшие эманации. Поэтому нужно употреблять две практики. Согласно первой, необходимо получить высшие эманации, которые принадлежат духу и благостны для него. Во второй части практики нужно, чтобы произошло усвоение этих эманацией телом, которое подчинено духу. После этого последует здоровье тела, идущего одним путем в согласии с духом".[32]
Архей Алхимии
Раз Архей есть управитель всей материи, то соответственно, он является и управителем науки алхимии, которая есть не что иное как "учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей".[33] Как в человеке Архей есть двигатель всех физических и психических процессов, так и в алхимии он есть истинный господин: "Алхимия есть искусство, а художник в нём есть Вулкан[34]... Сначала создана первичная материя, а затем следует Вулкан, который творит конечную материю через искусство алхимии. После следует Архей, который присущ Вулкану. Архей циркулирует и препарирует, и как это делается в искусстве, разделяет на части и соединяет, сублимирует,[35] дистиллирует,[36] размешивает и т.д. Всё это искусство соединено в человеке, также как и в алхимии. Если Вулкан и Архей разделить, то это будет истинная алхимия, которая не знает конца, но может всё довести до конечного вида".[37]
Заключение
Тождественность истин, облеченных в разные языки разновременных эпох, легко доказуемы, ибо их источник един − Великое Белое Братство. На протяжении всей истории из него посылаются человечеству жемчужные россыпи высших космических истин, которые неблагодарным человечеством успешно втаптывается в грязь. Сколько откровенной клеветы, поношений, издевательств и элементарного непонимания в адрес Парацельса было излито на него за 473 года, прошедшие после его смерти! Но, несмотря на это, Великое Белое Братство неустанно посылает своих глашатаев истины в мир человеческий. Парацельс, Бёме, Блаватская, Рерихи − все они учили одному и тому же, хотя и на разных языках, в разных странах и в разные времена. И главным стержнем их доктрин было учение о Психической Энергии как энергии универсальной, всеначальной и вездесущей.
[1] Это издание, как и последующие, доступны в Интернете на сайте университета Цюриха, при котором создан посвященный Парацельсу проект "Zurich Paracelsus Project". См. http://www.paracelsus.uzh.ch Русскоязычный читатель может ознакомиться с некоторыми выдержками из трудов Парацельса, сделанных теософом Францем Гартманом. См."Жизнь Парацельса и сущность его учения", пер. с англ., - М.: Новый Акрополь, 1997 г.
[2] Лекции Парацельса, прочитанные им летом 1527 г. в Базеле, опубликованы в Хузером в 7 томе, Базель, 1590 г., стр. 357, глава "In Libros de Gradibus Composionibus" [лат.: Книга о разновидностях соединений]. Оригинальный латинский текст: "Iliastes est prima materia omnium rerum... Archeus vis est producens res ex Iliaste, vt Archeus sit dispensator & compositor omnium rerum". Этот и все последующие выдержки из трудов Парацельса даны в переводе редакции альманаха, если не указанно другое.
[3] Iliastes (иногда Yliastrum) − термин, введенный Парацельсом для обозначения первичной материи, вероятно, есть производное от латинского слова "ilium" − брюшная полость, живот, внутренности, − что однозначно указывает на материнское лоно.
[4] "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской, том 1, стр. 50.
[5] Письма Е.И.Рерих, 25.01.1938.
[6] Письма Е.И.Рерих, 8.05.1935.
[7] Полное собрание сочинений Парацельса, изд. Хузера, Базель, 1590 г., том 8, Philosophia ad Athenienses (лат.: Философия афинян), стр. 1. Перевод с немецкого.
[8] Полное собрание сочинений Парацельса, изд. Хузера, Базель, 1590 г., том 8, PhilosophiaadAthenienses (лат.: Философия афинян), стр. 7. Перевод с немецкого редакции альманаха.
[9] Письма Е.И.Рерих, 12.11.1943.
[10] Письма Е.И.Рерих, 12.09.1934.
[11] Полное собрание сочинений Парацельса, изд. Хузера, Базель, 1591 г., том 10, приложение Liber Azoth, стр. 5. Перевод с немецкого редакции альманаха.
[12] Мир Огненный, часть 3, п. 519.
[13] "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской, том 1, стр. 50-51.
[14] Агни Йога, п. 403
[15] Агни Йога, п. 144
[16] Письма Е.И.Рерих, 31.12.1937.
[17] Письма Е.И.Рерих, 16.08.1937.
[18] "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской, том 1, стр. 51.
[19] Франц Гартман, "Жизнь Парацельса и сущность его учения", пер. с англ., - М.: Новый Акрополь, 1997 г.
[20] "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской, том 1, стр. 671.
[21] «Paragranum», «Жизнь Парацельса», д-ра Фр. Гартмана. - [прим. Е.П.Блаватской]
[22] Аум, п. 474.
[23] Мир Огненный, часть 2, п. 40.
[24] Надземное, п. 923.
[25] Агни Йога, п. 363
[26] Мир Огненный, часть 2, п. 29
[27] Мир Огненный, часть 3, п. 414
[28] Мир Огненный, часть 3, п. 292.
[29] Надземное, п. 868.
[30]Мир Огненный, часть 3, п. 416.
[31] Парацельс, «De Viribus Membrorum», из книги Франца Гартмана "Жизнь Парацельса и сущность его учения".
[32] Парацельс, " De Viribus Membrorum " [лат.: об органических силах], глава "De Spiritus vitae" [лат.: дух жизни], издание Huser, том 3, Базель, 1589 г., стр. 1-3. Перевод редакции альманаха.
[33] Франц Гартман, "Жизнь Парацельса и сущность его учения".
[34] Вулкан (лат.Vulcanus) − бог огня и покровитель кузнечного ремесла в древнеримской мифологии.
[35] Сублимация (лат. sublimis) − возгонка, переход вещества из твёрдого состояния в газообразное без пребывания в жидком состоянии.
[36] Дистилляция (лат. distillatio) − перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.
[37] Парацельс, "Labyrinthus medicurum" [лат.: Лабиринт лечения], глава 5 "Von dem Buch Alchimen" [Из книги алхимии], издание Huser, Базель, 1589 г., том. 2, стр. 212-214. Перевод редакции альманаха.